Редакция Academ.info представляет читателям любопытную статью – точку зрения на жителей Академгородка некоего психотерапевта-аналитика Игоря Ляха. Статья была опубликована 19 июля на сайте info.sibnet.ru, но, как показалось редакции Новостей Академгородка, этот материал своей актуальности не потерял. Желаем приятного прочтения!
Психотерапевт-аналитик Игорь Лях считает, что большинство жителей Академгородка отличаются нестандартной психикой. Его мнение подтверждает статистика самоубийств в Советском районе и разгул тоталитарных сект в нем же. Однако, по словам психотерапевта, это – плата за научные достижения Академгородка.
— Игорь Вячеславович, можно ли в действительности ставить вопрос об особой психологической и психотерапевтической атмосфере Академгородка?
— Особенность, о которой вы говорите, действительно существует, но называть ее проблемой однозначно я бы не стал. Действительно, частота некоторых психических отклонений в Академгородке выше, но это определяется не только и не столько особенностями самого городка, сколько теми социальными функциями, которые он несет. Академгородок – это уникальное место, уникальная, прежде всего, интеллектуальная среда. В ней происходит отбор определенных людей, среди которых повышена вероятность психических нарушений. В ряде случаев эти нарушения можно рассматривать и как психиатрические болезни. Дело в том, что для многих научных дисциплин, например, математики, нужен определенный склад ума. Он есть не у каждого человека, его нужно воспитывать с младых ногтей и он, к сожалению, так же, как игра на сложном музыкальном инструменте, требует колоссальной концентрации внимания и развития всех ресурсов человеческой психики. При этом часто страдают другие функции. И часть людей, после контакта с которыми мы можем сказать, что «у него что-то не так», имеют это отклонение не из-за патологии, а из-за того, что они очень рано стали развивать у себя какую-то определенную часть нервной системы. Например, работать, прежде всего, над развитием интеллектуального потенциала. Но вряд ли их нужно лечить – ведь при этом снизятся способности человека к науке. Можно просто помочь ему компенсировать чувственную и эмоциональную сферы.
— Можно ли сказать то же самое о творческих личностях – поэтах, музыкантах?
— Да, конечно. Волей-неволей у них начинает развиваться акцентуация характера. То есть их цели и задачи заставляют их развивать у себя определенные качества и навыки, в том числе и психические, фиксировать свое внимание на каких-то узких отраслях. Это искажает психику в целом. Такие люди обычно не очень комфортно чувствуют себя в обществе «обычных» людей, потому что у них есть дефицит определенных навыков и знаний, обычных для большинства. Отсюда парадокс: те отклонения, которые мы обнаруживаем в Академгородке (с точки зрения города или обычных людей), наоборот – норма для них. А вот мы для них не совсем норма. Мы не в состоянии понять, к примеру, какие-то теоремы, а они не понимают того, что понимаем мы.
— К чему это приводит в обычной жизни?
— Представьте себе семью, в которой оба человека живут в науке. Жизнь в науке подразумевает колоссальное «горение» — то есть эмоциональное включение в работу. Оба супруга вовлечены эмоционально каждый в свою область деятельности. И у них, например, выпадает бытовая сфера. Понятно, что когда мы смотрим на эту пару, кажется, что с ними что-то не так и они живут по-другому. Даже разговоры, которые между ними происходят, — другие. Их быт, по сравнению с нашим, выглядит как болезнь. А для них он нормален. Конечно, когда это принимает уже дезадаптивные формы – к примеру, пара собралась завести ребенка, а ему быт нужен, — здесь они нуждаются в помощи психолога или психотерапевта.
— В Академгородке далеко не все занимаются научной деятельностью. И тем не менее люди из других районов замечают, что все академовцы несколько чудаковаты – не так себя ведут, не так одеваются. Как это объяснить?
— Я исследовал этот вопрос, поскольку у меня много пациентов именно из Академгородка. Во-первых, многие из них ездят на различные стажировки, конференции за рубеж. И они просто «привозят» оттуда тот стиль жизни, тот способ подачи себя, который они увидели там. В Академгородке это является сообщением о том, что у тебя все окей – ты успешен, ты несешь на себе эту стилистику успеха. Кроме того, Академгородок – это поликультуральная среда, в которой очень много студентов и научных деятелей из других стран. В связи с этим какого-то жесткого доминирования штампа там нет, и количество отличающихся людей действительно больше. Мало того, в самой науке заложен этот принцип: отличайся. Именно отличие и продвигают науку. Естественно, это отражается и на других проявлениях, в частности, на отрицании мнения других.
— Все эти особенности психики и поведения передается из поколения в поколение?
— Они обязательно передаются по наследству, особенно если речь идет о научных династиях. Но не генетически, а в процессе воспитания, — через наследование культуры и семейных ценностей. Конечно, это приводит в дальнейшим к семейным проблемам. К примеру, молодой человек одухотворен научными ценностями, а девушка – нет. Между ними любовь, но постоянно происходят конфликты. Потому что системы ценностей не совпадают. Конфликты эти невротизируют людей – часть желаний не выполняется, часть проблем не разрешима. Это может привести и к психотравме, и к развитию нервных заболеваний. В этом случае и следует обратиться к психотерапевту.
— Кроме семейных проблем, с чем еще к вам обращаются жители Академгородка?
— Вторая по важности проблема – это личностная. Представьте: человека 15-ти лет вырвали из контекста родной семьи и поместили, например, в физико-математическую школу. Он все время учится учиться, думать и работать головой. Эта способность у него развивается, порой даже становится гипертрофированной. Он читает, великолепно владеет определенными вопросами и ставит сложные задачи – но оказывается действительно некомпетентен в эмоциональной сфере.
— Не связана ли с этим статистика самоубийств в Советской районе?
— Да, конечно, отчасти она связана с этим. И здесь надо брать во внимание то, что Академгородок – это не только аккумуляция определенного типа людей, у части которых генетически заложены определенные психические отклонения, но и среда, колоссально конкурентная внутри. Внутренняя конкуренция в лабораториях и вообще научном мире очень высока. И начинается она даже не с публикации первой работы, а еще в то время, когда ребята учатся, с первого курса. Мало того, что там идет нагрузка на психику из-за освоения большого количества сложной информации, и многие ребята всю свою студенческую жизнь живут в хроническом стрессе. Они все время не успевают, и это очень давит на психику. В такой ситуации достаточно какой-то провокации со стороны жизненных обстоятельств, чтобы человек сорвался. Учтите еще и то, что у так называемых «ботаников» нарушены коммуникативные функции, им очень сложно завести новых друзей. И если у такого человека возникает какая-то проблема, он чувствует себя в полном одиночестве. Сочетание хронического стресса и эмоционального одиночества серьезно повышают риск суицида. С этим связано, кстати, и большое количество сект в Академгородке.
— Только ли сфера деятельности влияет на психику людей в Академгородке? Нет ли других объективных причин, как-то радиация и вредные вещества, которые выбрасывают в атмосферу многочисленные НИИ?
— То, о чем вы говорите – это миф. И сформирован он именно на отличии местных жителей от других горожан. При этом я не отрицаю наличие радиации и вредных излучений, но техника безопасности там соблюдается, и они не могут стать причиной психических нарушений.
— Те психические особенности, о которых мы говорили – они характерны для жителей всех академгородков страны?
— Я общался с жителями других академгородков и могу сказать, что определенный перекос в интеллектуализацию от эмоциональности наблюдаются во всех научных центрах. Так же, как перекос в самопрезентации «я отличаюсь», равнодушие к быту и коммуникативная некомпетенция в силу ограничения эмоциональной сферы. Наш Академгородок в этом плане отличается лишь повышенной поликультуральностью, то есть большим количеством людей из разных регионов и стран. Поэтому говорить об определенных культуральных особенностях Новосибирского Академгородка мы не можем. Интересно, что мнение врачей из Академгородка не совпадает с точкой зрения Игоря Ляха, специалиста из «города». По словам клинического психолога Марианны Елистратовой из Центра Новых Медицинских Технологий в Академгородке, утверждать, что в Советском районе больше людей с психическими отклонениями, нельзя, поскольку по этой проблеме нет открытых данных официальной статистики. «Рассуждать о том, что среди «городковцев» больше психически больных можно только весьма и весьма примерно – по частоте обращения самих больных к врачам», – подчеркнула Елистратова.
Ольга Ярославцева, специально для Sibnet.ru