Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|
Детский психолог в Новосибирске
Детский опыт, положительный или отрицательный, во многом формирует представление взрослого человека о мире, определяет особенности его отношений с другими, его чувства, влечения и потребности, которые он стремится удовлетворить или избежать.Детская психотерапия существенно отличается от других видов психотерапии. Во-первых, о проблеме ребенка обычно заявляет не он сам, а кто-то из взрослых, и он же приводит маленького пациента. Во-вторых, ребенок зачастую не может рассказать о своих проблемах, так как вспоминать об этом ему неприятно, стыдно, страшно. Детский психолог должен завоевать доверие ребенка, деликатно используя специальные диагностические и терапевтические приемы. В-третьих, в лексиконе ребенка, как правило, недостаточно слов для описания проблемы, и детскому психотерапевту приходится сочетать в себе качества исследователя и терпеливого педагога.
Как правило, психотерапия с детьми проводится в форме игры в специально оборудованной для этого комнате – с игрушками, конструкторами, пластилином, кистями и красками. Важнейшим условием успешной детской психотерапии является установление доверительных отношений между детским психологом и ребенком; на это обычно уходит несколько первых встреч. При этом психотерапевт никогда не навязывает ребенку форму общения – ребенок сам избирает её, иногда предпочитая говорить языком мимики, жестов, рисунка, цвета или действия.
Важно, что любое поведение ребенка – агрессивное, капризное и т. п. – всегда адекватно воспринимается психологом. Ребенок ощущает безусловную поддержку специалиста.
Значительное внимание в процессе детской психотерапии уделяется изучению семейного фона и общению с взрослыми членами семьи, поведенческие особенности которых (чаще всего невольно) провоцируют появление комплексов у детей. Но осознание и даже исправление взрослыми своих ошибок далеко не всегда приводит к позитивным сдвигам в поведении детей. Коррекция однажды возникшей проблемы или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы. Детская психотерапия – это, вероятно, самая трудная и наиболее ответственная область психотерапии, и, как правило, детские психологи – это очень терпеливые, добрые, отзывчивые и искренние люди. И если детский психолог порекомендует вам самим пройти курс психотерапии параллельно с вашим ребенком, постарайтесь последовать его совету.
Наши психотерапевты, психологи помогут детям и подросткам при:
- Нарушениях поведения;
- Сложностях во взаимоотношениях окружающими людьми;
- Психосоматических заболеваниях;
- Энурез;
- Тревогах, страхах, депрессиях;
- Психической травматизации;
- Адаптации к новым условиям (поход в детский сад, школу, развод родителей, переезд)
- Анорексии, булимии;
- Лишнем весе;
- Неврозах;
- Особенностях психического и физического развития
И других проблемах...
Пример
Зачастую ребенок лучше понимает метафору, чем обращенную к нему прямую речь, поэтому в работе детского психолога может использоваться такой прием, как сказкотерапия. Приведем пример такой работы со сказками.
Ирина, мама Дениса (4,5 года) и Саши (6 месяцев) обратилась к детскому психотерапевту (Новосибирск) с жалобами на поведение старшего сына. Он стал совершенно неуправляемым: не слушается, грубит, всех передразнивает. Несмотря на то, что он очень любит младшего брата, может отобрать у него пустышку или выпить приготовленный для него сок.
В процессе консультации у детского психолога выяснилось, что проблема заключается в том, что Денис ревнует родителей к малышу. Было принято решение проработать эту проблему при помощи сказкотерапии. Детский психолог выяснила у Дениса, что его любимая сказка – «Колобок», причем не классический текст, а мультфильм, в котором по сюжету Колобок спасается от лисы и благополучно возвращается к старику со старухой. Далее у психолога с ребенком состоялся следующий разговор:
– Денис, как ты думаешь, что было дальше с Колобком? Какие приключения и события? Как он дальше жил у старика со старухой?
– Жил он хорошо и весело… (Денис серьезно задумался) А потом дед с бабкой себе еще одного колобка слепили…
– Первому колобку понравился второй колобок?
– Да, сначала понравился…
– Чем он понравился?
– Он был новый и интересный, и совсем маленький… Я хотел с ним играть… Ой! Колобок!
– Конечно, сказка ведь про колобка. А что было потом?
– Бабка сказала, что с ним нельзя играть, что он еще маленький и выгнала первого колобка в другую комнату…
– Да, первый колобок, наверное, расстроился и даже обиделся…
– Да…
– Первый колобок большой и сильный, он много знает и умеет. Как ты думаешь, что умеет первый колобок, чему бы он мог научить второго маленького колобка?
– Первый колобок умеет рисовать, строить гараж, катать машины, бросать мяч, дразниться…
– Да, это важные и нужные вещи. Тем более что второй колобок ничего из этого не умеет, кто его будет этому учить? Бабке с дедом, наверное, некогда. Ты бы хотел, чтобы колобки подружились?
– Да…
– А что бы колобки стали делать, когда подружились? Ты мог бы досочинить эту сказку?
– Ну… Старший колобок бы возил маленького на коляске, срывал бы ему красивые листики и цветочки, камушки бы необычные показывал… еще качал бы на качели… потом… когда подрастет…
– А чем колобки могли бы дома заниматься?
– Дома бы… дома я бы строил ему замки, пусть бы он ползал и ломал, я еще построю, мне не жалко…сказки бы еще читал колобок, чтобы маленький засыпал быстрее… Много еще чего…
– Как мы назовем сказку, которую ты сочинил?
– Два колобка.
– Смотри, Денис, мама улыбается. Как ты думаешь, ей сказка понравилась?
Денис улыбается маме и бежит к ней обниматься. Для Дениса терапевтическая сессия окончена.
А для мамы обязательно должно быть продолжение в виде беседе о детской ревности, способах ее профилактики и действиях в критических ситуациях; результатом такой работы, как правило, становится осознание того, что только от родителей, их чувства такта, терпения и выдержки зависит, какими будут взаимоотношения младших и старших детей.
[1] Все примеры согласованы с клиентами, публикуются с их согласия, имена вымышлены, некоторые события изменены.
Яблонская Светлана Геннадьевна - психоаналитик, работает с подростками
- Бердникова Анна Геннаддьевна - Детский психолог, семейный консультант.
- Мельникова Елена Анатольевна - Практикующий психолог по проблемам семьи, детский психолог, психоаналитик.
- Рензяева Елена Станиславовна - психолог, работает с подростками