КЛИНИКА «ИНСАЙТ»
МАМА, ВАСЯ БЬЁТ МЕНЯ ЛОПАТОЙ
Семейные отношения
В каждом детском коллективе найдется свой маленький агрессор, который не дает покоя сверстникам, причем проблемы этого рода начинаются еще в детском саду. Как научить своего ребенка защищаться, отстаивать собственное мнение? Об этом мы поговорили с известным новосибирским психотерапевтом Игорем ЛЯХОМ. Историй о том, как дети обижают друг друга, превеликое множество. Каждый родитель может вспомнить, как его чадо из шутки кто-то из сверстников колол гвоздиком, бил по голове лопаткой или просто доводил до слез в детском саду. Актуальна ли эта тема сегодня или все это разыгравшиеся эмоции взрослых?
Известный психотерапевт советует взрослым читать закон о самообороне и не пытаться выращивать из детей оранжерейные цветы
Плохие и хорошие игры
— Оказываясь в коллективе, — рассказывает Игорь Лях, — ребенок начинает испытывать чувства, эмоции к окружающим его сверстникам, и здесь развиваются целые сценарии. Иногда игровые, управляемые воспитателем, иногда не игровые, а продолжения сценариев каких-то семейных отношений, в том числе и конфликтных.
Дети начинают ревновать друг друга, любить, и их чувства во многом похожи на чувства взрослых. Единственная беда этих эмоций в том, что ребенку не достает осознанности. Если взрослый человек способен осознать то, что чувствует, то ребенок действует только под влиянием эмоций.
Он начинает проявлять себя далеко не с лучшей стороны, капризничает, ведет себя некультурно, некорректно. Зачастую это происходит только потому, что он не знает, как в какой-либо ситуации поступить по-другому.
Могут ли маленькие дети злить сверстников намеренно? Скорее нет, чем да, утверждает наш эксперт:
— Чаще всего такое поведение адресовано взрослым людям. Именно перед ними дети ведут себя подобным образом, желая привлечь к себе внимание. Но уже в старших группах детского сада ребенок начинает проигрывать сценарии, которые больше его собственные, чем почерпнутые откуда-то извне. Он может вклиниваться в дружбу, конфликтовать. О намеренности здесь говорить нельзя, но любая игра может быть хорошей и плохой. И у детей, к сожалению, бывают плохие игры.
Мотивировать на защиту самого себя
Что делать, если ребенок ранимый, мягкий и страдает от нападок, спрашиваем нашего эксперта.
— Я бы не говорил о том, что тот, кто в вашем описании мягкий, нежный, нуждающийся в любви, сам ни во что не играет, — отвечает Игорь Лях. — Здесь идет игра «ангелочка обидели». Один ребенок играет роль ангелочка, другой играет роль агрессора, нападающего. Оба играют, просто роли разные.
Если ранимость складывается как черта характера, рассуждает собеседник, можно порекомендовать спорт. Если ребенок научится быстро убегать от своих противников, это уже хорошо.
Шутки-шутками, но и у пап, и у мам фантазия действительно бывает весьма богата. Могут ли конфликты в детском саду быть чреваты нарушениями психики ребенка? Сейчас они маленькие, а потом вырастут, начнут бить друга друга и снимать происходящее на телефон…
Конечно, когда родители видят, что их детей обижают, им следует насторожиться, поговорить с воспитателем и с ребенком, советует Игорь Лях. Малыш должен приобрести опыт защиты себя и своих интересов. Если же при решении личных проблем он постоянно пользуется помощью взрослых, его ролевой диапазон ограничен. Необходимо учиться отстаивать личные границы в конкурентной борьбе.
— Как психотерапевт и психолог я часто сталкиваюсь с последствиями детских травм, — говорит наш собеседник. — Детская психика очень пластична, поэтому родителям нужно мотивировать ребенка на защиту самого себя. Однажды столкнувшись с сопротивлением, даже маленький тиран понимает, что ему не все разрешено.
Ответ на насилие встречным сопротивлением — это необходимый навык. Любой ребенок должен научиться говорить нет, если он не желает в чем-то участвовать, и понимать опасность ситуации, в которой может оказаться.
Им предстоит жить в агрессивном мире
Если родители стремятся создать для малыша представление об идеальном мире вокруг и упорствуют в этом, ребенка ждут разочарования, убежден Игорь Лях:
— Чем более реалистичны действия родителей в отношении детей, тем меньше шанс получить травму подобного рода. Все-таки дети — это не оранжерейные цветы. Жить им предстоит в достаточно агрессивном мире.
Любому человеку стоит потратить время и изучить закон о самообороне, советует наш собеседник. Право на защиту своей личности и самого себя поддерживается Конституцией. Но важно научиться не только защищать себя, но и удерживаться в рамках допустимых действий. Если ребенок это поймет, то уже не будет постоянно становиться в позицию жертвы и ему проще будет жить. Где находится граница допустимого, малышу должны объяснить родители.
Когда ребенок плаксивый, обидчивый, можно ли говорить о дефиците родительского внимания, спрашиваем Игоря Ляха:
— Каждый случай здесь глубоко индивидуален, и говорить о нехватке любви бесполезно и неправильно. Здесь стоит рассуждать о том, что роль обиженного по какой-то причине становится привлекательна для ребенка и он ей часто пользуется. Точно так же малыш в какой-то другой ситуации видит себя агрессором. Если баланс ролей есть, особенно беспокоиться не о чем.
Конфликт решился — это плюс
Выясняем и другую важную деталь. Приемлемо ли в детских конфликтах «стукачество», когда на каждую «обидку» ребенок говорит: «А я расскажу маме»?
— Я бы не стал оценивать этот процесс с морально-этической позиции, — говорит Игорь Лях. — Стоит нам произнести слово «стукачество», и автоматически сразу все действие приобретает негативный оттенок. Если ребенок говорит «я расскажу родителям» и это работает, почему нет? Он приобрел один из механизмов защиты. Нельзя сказать, что это однозначно плохо. Сам факт того, что конфликт решается на словах, — это большой плюс.
В завершение беседы — вопрос из разряда почти философских. Наличие в коллективе лидера и так называемого лузера — это данность или дружба между всеми ребятами в идеале возможна?
— В любом коллективе есть те, кто что-то успевает и не успевает, — отвечает наш эксперт. — Надо детям объяснять, что все люди разные и что от них надо ожидать разных действий. Если есть козел отпущения, это недосмотр воспитателя, он должен принять меры. Если мы говорим не об играх, а о реальном насилии, которое дети также способны оказывать друг другу, то причина в большинстве случаев именно в недосмотре персонала.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Подрались и сели на стульчики
Ребенок получил тяжелейшую травму позвоночника, поссорившись с одногруппниками в детском саду, писали региональные СМИ весной 2012 года.
Дошколенок посещал последнюю перед первым классом группу детского сада № 372. По словам специалиста отдела образования администрации Октябрьского района, педагогическое расследование показало, что в дошкольном учреждении произошла ссора между детьми, воспитатель группы разняла дерущихся мальчиков и усадила их на стульчики.
— Никаких травм или ушибов не было обнаружено, родители были поставлены в известность, жалоб со стороны ребенка не было, — отмечала педагог.
По словам родителей, сын жаловался на боли в спине, однако воспитатель не обратила на них внимания. После возвращения домой родители, не сумевшие успокоить мальчика, обратились к врачу.
В детской больнице скорой помощи № 3 ребенку диагностировали компрессионный перелом IV, V и VI грудных позвонков. В течение 1,5 — 2 месяцев ему было запрещено сидеть, далее он должен был ходить в корсете около полугода.
Полиция проверяет информацию о стрельбе в школе
Ученик одной из школ Кировского района Новосибирска заявил, что в него стреляли из травматического пистолета на территории учебного заведения. Подросток отделался ушибом мягких тканей головы, по факту его заявления в полиции идет проверка.
— Одиннадцатого февраля в полицию обратилась мама 16-летнего школьника с заявлением о причинении ее сыну ушиба мягких тканей головы. В тот же день мама и сын были опрошены, заявление принято, — сообщает представитель управления МВД по Новосибирской области Наталья Суковатова. — В настоящее время по данному факту проводится проверка.
Ужас в мобильнике: унизить жертву на весь мир
Страшная «мода» последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость».
По словам автора книги «Дети-изгои» Марины Кравцовой, таким способом — через привлечение внимания общественности — дети и подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны: публично унизить жертву «на весь мир».
ФАКТ
В 1986 году фильм «Чучело» о школьнице, сумевшей пережить травлю целого класса из-за взятой на себя вины другого человека, был удостоен Государственной премии СССР. Фильм снят по написанной в 1981 году одноименной повести Владимира Железникова, созданной на основе происшествия с его внучкой. У советских кинозрителей, не знакомых с подобными случаями в советской школе, картина вызвала откровенный шок.
КСТАТИ
К старшим группам детского сада ребенок все больше «выпадает» из сценариев поведения, которые он увидел в собственной семье, и становится ориентирован на сверстников. К подростковому возрасту эта ориентация становится максимальной.
Описание для анонса:
Детальное описание:
В каждом детском коллективе найдется свой маленький агрессор, который не дает покоя сверстникам, причем проблемы этого рода начинаются еще в детском саду. Как научить своего ребенка защищаться, отстаивать собственное мнение? Об этом мы поговорили с известным новосибирским психотерапевтом Игорем ЛЯХОМ. Историй о том, как дети обижают друг друга, превеликое множество. Каждый родитель может вспомнить, как его чадо из шутки кто-то из сверстников колол гвоздиком, бил по голове лопаткой или просто доводил до слез в детском саду. Актуальна ли эта тема сегодня или все это разыгравшиеся эмоции взрослых?
Известный психотерапевт советует взрослым читать закон о самообороне и не пытаться выращивать из детей оранжерейные цветы
Плохие и хорошие игры
— Оказываясь в коллективе, — рассказывает Игорь Лях, — ребенок начинает испытывать чувства, эмоции к окружающим его сверстникам, и здесь развиваются целые сценарии. Иногда игровые, управляемые воспитателем, иногда не игровые, а продолжения сценариев каких-то семейных отношений, в том числе и конфликтных.
Дети начинают ревновать друг друга, любить, и их чувства во многом похожи на чувства взрослых. Единственная беда этих эмоций в том, что ребенку не достает осознанности. Если взрослый человек способен осознать то, что чувствует, то ребенок действует только под влиянием эмоций.
Он начинает проявлять себя далеко не с лучшей стороны, капризничает, ведет себя некультурно, некорректно. Зачастую это происходит только потому, что он не знает, как в какой-либо ситуации поступить по-другому.
Могут ли маленькие дети злить сверстников намеренно? Скорее нет, чем да, утверждает наш эксперт:
— Чаще всего такое поведение адресовано взрослым людям. Именно перед ними дети ведут себя подобным образом, желая привлечь к себе внимание. Но уже в старших группах детского сада ребенок начинает проигрывать сценарии, которые больше его собственные, чем почерпнутые откуда-то извне. Он может вклиниваться в дружбу, конфликтовать. О намеренности здесь говорить нельзя, но любая игра может быть хорошей и плохой. И у детей, к сожалению, бывают плохие игры.
Мотивировать на защиту самого себя
Что делать, если ребенок ранимый, мягкий и страдает от нападок, спрашиваем нашего эксперта.
— Я бы не говорил о том, что тот, кто в вашем описании мягкий, нежный, нуждающийся в любви, сам ни во что не играет, — отвечает Игорь Лях. — Здесь идет игра «ангелочка обидели». Один ребенок играет роль ангелочка, другой играет роль агрессора, нападающего. Оба играют, просто роли разные.
Если ранимость складывается как черта характера, рассуждает собеседник, можно порекомендовать спорт. Если ребенок научится быстро убегать от своих противников, это уже хорошо.
Шутки-шутками, но и у пап, и у мам фантазия действительно бывает весьма богата. Могут ли конфликты в детском саду быть чреваты нарушениями психики ребенка? Сейчас они маленькие, а потом вырастут, начнут бить друга друга и снимать происходящее на телефон…
Конечно, когда родители видят, что их детей обижают, им следует насторожиться, поговорить с воспитателем и с ребенком, советует Игорь Лях. Малыш должен приобрести опыт защиты себя и своих интересов. Если же при решении личных проблем он постоянно пользуется помощью взрослых, его ролевой диапазон ограничен. Необходимо учиться отстаивать личные границы в конкурентной борьбе.
— Как психотерапевт и психолог я часто сталкиваюсь с последствиями детских травм, — говорит наш собеседник. — Детская психика очень пластична, поэтому родителям нужно мотивировать ребенка на защиту самого себя. Однажды столкнувшись с сопротивлением, даже маленький тиран понимает, что ему не все разрешено.
Ответ на насилие встречным сопротивлением — это необходимый навык. Любой ребенок должен научиться говорить нет, если он не желает в чем-то участвовать, и понимать опасность ситуации, в которой может оказаться.
Им предстоит жить в агрессивном мире
Если родители стремятся создать для малыша представление об идеальном мире вокруг и упорствуют в этом, ребенка ждут разочарования, убежден Игорь Лях:
— Чем более реалистичны действия родителей в отношении детей, тем меньше шанс получить травму подобного рода. Все-таки дети — это не оранжерейные цветы. Жить им предстоит в достаточно агрессивном мире.
Любому человеку стоит потратить время и изучить закон о самообороне, советует наш собеседник. Право на защиту своей личности и самого себя поддерживается Конституцией. Но важно научиться не только защищать себя, но и удерживаться в рамках допустимых действий. Если ребенок это поймет, то уже не будет постоянно становиться в позицию жертвы и ему проще будет жить. Где находится граница допустимого, малышу должны объяснить родители.
Когда ребенок плаксивый, обидчивый, можно ли говорить о дефиците родительского внимания, спрашиваем Игоря Ляха:
— Каждый случай здесь глубоко индивидуален, и говорить о нехватке любви бесполезно и неправильно. Здесь стоит рассуждать о том, что роль обиженного по какой-то причине становится привлекательна для ребенка и он ей часто пользуется. Точно так же малыш в какой-то другой ситуации видит себя агрессором. Если баланс ролей есть, особенно беспокоиться не о чем.
Конфликт решился — это плюс
Выясняем и другую важную деталь. Приемлемо ли в детских конфликтах «стукачество», когда на каждую «обидку» ребенок говорит: «А я расскажу маме»?
— Я бы не стал оценивать этот процесс с морально-этической позиции, — говорит Игорь Лях. — Стоит нам произнести слово «стукачество», и автоматически сразу все действие приобретает негативный оттенок. Если ребенок говорит «я расскажу родителям» и это работает, почему нет? Он приобрел один из механизмов защиты. Нельзя сказать, что это однозначно плохо. Сам факт того, что конфликт решается на словах, — это большой плюс.
В завершение беседы — вопрос из разряда почти философских. Наличие в коллективе лидера и так называемого лузера — это данность или дружба между всеми ребятами в идеале возможна?
— В любом коллективе есть те, кто что-то успевает и не успевает, — отвечает наш эксперт. — Надо детям объяснять, что все люди разные и что от них надо ожидать разных действий. Если есть козел отпущения, это недосмотр воспитателя, он должен принять меры. Если мы говорим не об играх, а о реальном насилии, которое дети также способны оказывать друг другу, то причина в большинстве случаев именно в недосмотре персонала.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Подрались и сели на стульчики
Ребенок получил тяжелейшую травму позвоночника, поссорившись с одногруппниками в детском саду, писали региональные СМИ весной 2012 года.
Дошколенок посещал последнюю перед первым классом группу детского сада № 372. По словам специалиста отдела образования администрации Октябрьского района, педагогическое расследование показало, что в дошкольном учреждении произошла ссора между детьми, воспитатель группы разняла дерущихся мальчиков и усадила их на стульчики.
— Никаких травм или ушибов не было обнаружено, родители были поставлены в известность, жалоб со стороны ребенка не было, — отмечала педагог.
По словам родителей, сын жаловался на боли в спине, однако воспитатель не обратила на них внимания. После возвращения домой родители, не сумевшие успокоить мальчика, обратились к врачу.
В детской больнице скорой помощи № 3 ребенку диагностировали компрессионный перелом IV, V и VI грудных позвонков. В течение 1,5 — 2 месяцев ему было запрещено сидеть, далее он должен был ходить в корсете около полугода.
Полиция проверяет информацию о стрельбе в школе
Ученик одной из школ Кировского района Новосибирска заявил, что в него стреляли из травматического пистолета на территории учебного заведения. Подросток отделался ушибом мягких тканей головы, по факту его заявления в полиции идет проверка.
— Одиннадцатого февраля в полицию обратилась мама 16-летнего школьника с заявлением о причинении ее сыну ушиба мягких тканей головы. В тот же день мама и сын были опрошены, заявление принято, — сообщает представитель управления МВД по Новосибирской области Наталья Суковатова. — В настоящее время по данному факту проводится проверка.
Ужас в мобильнике: унизить жертву на весь мир
Страшная «мода» последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость».
По словам автора книги «Дети-изгои» Марины Кравцовой, таким способом — через привлечение внимания общественности — дети и подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны: публично унизить жертву «на весь мир».
ФАКТ
В 1986 году фильм «Чучело» о школьнице, сумевшей пережить травлю целого класса из-за взятой на себя вины другого человека, был удостоен Государственной премии СССР. Фильм снят по написанной в 1981 году одноименной повести Владимира Железникова, созданной на основе происшествия с его внучкой. У советских кинозрителей, не знакомых с подобными случаями в советской школе, картина вызвала откровенный шок.
КСТАТИ
К старшим группам детского сада ребенок все больше «выпадает» из сценариев поведения, которые он увидел в собственной семье, и становится ориентирован на сверстников. К подростковому возрасту эта ориентация становится максимальной.
Детальная картинка:
Начало активности (дата):