Автор: Голгофская Ирина Геннадьевна — врач психотерапевт, психиатр, психоаналитик.
Атараксия как термин, обозначающий душевное спокойствие, хладнокровие, безмятежность, возник в пытливых умах прародителей нашей цивилизации древних греков, как наименование состояния души, к которому нужно стремиться наравне с мудростью в течение своей индивидуальной жизни
В основном это была философия стоицизма, и её основной посыл сводился к тому, что в мире царит необходимость, который подчинён каждый человек. Существует некая неотвратимость судьбы: судьба – телега, катится по колее твоей жизни, умный расположился в ней, как дома, и даже где-то помогает своей телеге, то подсобит — подставит плечо, то камешек уберёт из-под колёс, то подпрыгнет на ухабине, чтобы не так больно было. А другой всё норовит соскочить со свой же телеги и попадает то в канаву и она его за собой волочит, то под собственные колёса, или её хуже едет затылком вперёд да разум чем-нибудь дурманит.
Мудрецы говорили: Только Разум способен осознать неотвратимость судьбы, справляться со страстями и управлять отношением к миру, а значит собственной судьбой.
Сегодня в цифровую эпоху, в нашем информационном обществе, когда экстремальные ситуации уже льются через край возможности их восприятия и переваривания, когда завтрашнее завтра настолько непредсказуемо для каждого и для всех вместе, когда мы живём в больших мегаполисах, где высока концентрация агрессии, где старые способы выживания, которые были заложены в нас эволюционно: страсти, агрессия и т.д., не работают сегодня, они не помогают, а мешают, философия стоицизма может оказаться полезной, по сути, выстоять в сегодняшнем мире.
Стоики говорили: Не бояться богов и не бояться смерти, зачем? Если мы живы сейчас, то нас когда-то уже не было, как и не будет потом, и унесёшь ты с собой не сокровища материальные, а лишь свой собственный опыт. Родители, дети, друзья, враги – все приходящее, остается только опыт. Воздержись от суждений, что хорошо, что плохо, потому, что для другого это может быть наоборот. К отсутствию душевых смятений следует стремиться как к отсутствию телесных болей. По сути, душевная атараксия, главенство разума над страстями – цель человеческой жизни.
Как же к ней прийти: хочешь научиться плавать, плавай. Иди страху навстречу, размышляй, лучше делай и сожалей, чем не делай и сожалей, осмысляй и ещё раз осмысляй себя, свои отношения с другими людьми, так быть человеком — это быть в отношениях, совершай ошибки, зализывай раны и получай мудрость. Атараксия – это деятельное бесстрастие, те делаешь контроль над страстями.
Как этому может помочь «Атаракс», про который один профессор сказал на фуршете фармакобизнеса: название прекрасно и со вкусом подобрано и отлично подходит для этого лекарства. Да, по сравнению с более глубинно-действующими дофамино-сератонино-стимулирующими-угнетающими… этот ещё безобидный достаточно «атаракс», который является просто антигистаминным препаратом и блокирует выделение гистамина тучными клетками человеческого тела, когда наша иммунная система чует опасность и готовится защищаться. «Атаракс» смягчает влияние нейромедиаторов на фронтальную подкорку мозга, типа нежная такая лоботомия. Кстати, уже есть корреляции между частотой использования психотропных препаратов и ростом онкологии, всё логично, усыпляется иммунная система и организм во власти патогенеза. Да и статистика накоплена: 5 лет употребления психотропных препаратов уменьшает вес и объем головного мозга на 10-12%.
На поведение человека, на его эмоциональное состояние влияет не жизненный опыт человека, и даже не сам психотравмирующий фактор, и даже не воспаление и активизация тех рубцов и отпечатков предыдущих травм, а то, что человек думает об этом факторе. Я это называю Мировозренческая психотерапия. Коррекция Мировоззрения человека, его представлений и умозаключений — это кропотливая и иногда тяжёлая работа и не дешёвая для пациента. И достаточно токсичная для психотерапевта. Я называю это саногенной психотерапией, терапией порождающее здоровье.
А вот иной подход: достижение желаемого бесстрастия не внутренними силами, закалкой, дисциплиной, выработкой правильного жизнеутверждающего мировоззрения, а съел пилюлю и полегчало. Конечно, во все времена «человеки» искали как без особых затрат и вложений успокоиться и быть счастливым, вечная инфантильная мечта здесь и сейчас, и желательно задорма, Бесплатный сыр только в мышеловке, напомнила нам Маргарет Тетчер. Если сильно уповаешь на внешние факторы, то откажутся от бездействия работать внутренние, закон гомеостаза.
По-сути, разговор идёт о выборе между психо- и фармако- терапией.
Доводы в пользу фармако: быстро, дёшево, и даже такой компромисс из уст нашего отечественного праотца: «это двери в психотерапию, мол, пациент успокоится и может заняться психотерапией». Да, это может быть временным зонтиком, но, к сожалению, является по факту подменой помощи и капитуляцией врача, и разочарованием-досадой пациента, и профанацией профессии психотерапевта.
Думаю, что до сих пор, многие психотерапевты даже и не подозревают, какой смысл несёт само слово психотерапия, они искренне думают, что это — лечить душу словом, эмпатией на худой конец, и т.д. Такое значение несёт слово психиатрия – лечение души, а психотерапия – лечение душой, как физиотерапия, бальнеотерапия и т.д. Хирург лечит скальпелем, а психотерапевт душой. Однако, истинный смысл сказанного могут схватить только те специалисты, кому знакомы такие инструменты, как перенос, контрпереос, проработка, супервизия, личная терапия и т.д.
Что испытывают те пациенты, которые, рассказав психотерапевту всё жизнь, получают в ответ рецепт: утром эглонил, днём цепролекс, а на ночь феназепам, а когда пациент спрашивает: и на долго? В ответ: «Года на два». Те, кто поумнее так называемого психотерапевта, не хотят превращаться в овощ и ищут настоящую психотерапию.
А настоящая психотерапия это, прежде всего разговор с пациентом о его жизни. Первый психотерапевт Фрэйд и все кто с ним и за ним подарили нам в наследство великий способ: проговаривания своего внутри личностного конфликта. Результатом психотерапии должен быть не постоянно счастливый клиент, а обученный стоически переносить тяготы этой самой жизни, развивать понимание — как лучший механизм психической защиты, продвигаясь к контролю разума над страстями, от чего к счастью таблеток нет. Ну а те, кто верит в атаракс-плюс или атаракс-форте, тот пусть лучше поищет в аптеках антиглупин.
Ну и, чтобы не быть голословной, я от лица своих коллег — сотрудников клиники «Инсайт», приглашаю вас на лекционные курсы, с нового года, в свежем после ремонта помещении Клиники «Инсайт». Называем мы этот процесс Психологическое просвещение, помогающий развитию истинной атараксии.