У российских подростков самоубийства стали третьим по значимости фактором смерти. Ежегодно 16 человек 15-19 лет из 100 тыс. добровольно уходят из жизни. На один такой способ подросткового ухода приходится до 200, к счастью, неудавшихся попыток. О том, как научиться и научить ценить самый главный подарок – жизнь, мы поговорили с психотерапевтом Еленой Рензяевой.
Человек запрограммирован природой на то, чтобы прожить больше ста лет. Но что имеем – не всегда храним. И если убийство большинство наших соотечественников воспринимают именно как тяжкое преступление, то самоубийство ими же квалифицируется как аморальный поступок. «Возможно, так срабатывают защитные свойства психики, стремясь сохранить популяцию», – объясняет Елена Станиславовна Рензяева, психотерапевт клиники «Инсайт».
Родители уже не боги
Возраст 11-15 лет не зря называют переходным. Человек может выглядеть уже взрослым, но его психика ещё формируется. Став старше десяти, ребёнок уже понимает: родители далеко не всемогущие боги. И это открытие способно лишить точки опоры.
«Зачастую подростки хотят, но не очень умеют делиться своими переживаниями, – говорит Елена Станиславовна. – Их общение большей частью перекочевало в Интернет, а то, что называют эмпатическим проживанием, возможно лишь в живом диалоге. В беседе человек может разобраться в своих чувствах, понять переживания другого человека».
Делиться нужно
«Потребность делиться переживаниями, – напоминает Елена Станиславовна, – остаётся свойством здоровой психики. Нет, пожалуй, человека, который бы не бывал в стрессовых ситуациях. В такой момент вряд ли кто-то захочет брать на себя дополнительный груз обвинений: «А я тебе говорила!» «Ты думаешь только о себе!»
Родительская семья как раз и может показать ребёнку, что он имеет право на ЛЮБОГО себя и принимать ЛЮБЫЕ свои чувства. Важно, когда растущий человек знает – это нормально получать и давать психологическую помощь близким людям. И подростковое отчуждение от семьи формируется не вдруг. Доверие обычно там, где для семьи в порядке вещей – вместе искать гармоничный вариант решения проблемы, а не делать вид, будто ничего не происходит. Где близкие люди по-настоящему интересны друг другу».
Пожалуй, игнорирование переживаний подростка – это самое страшное переживание для него. Сын или дочь пытаются рассказать о сложностях первой любви, а мама с высоты своего опыта и «загруза» делами отмахивается: «Да мне бы твои проблемы! Ты хотя бы у себя в комнате прибери!». Игнорирование и неудавшиеся диалоги – хорошая питательная почва для убеждения: «Я никому не интересен и не нужен. Своим уходом я облегчу жизнь».
Последняя капля
– Раздрай в комнате отражает раздрай в мыслях. А если вместо нотаций мама сама «детскую» уберёт?
– Порядок в своей комнате – это дело подростка. Подросток, в отличие от маленького человека, перестаёт быть единым целым с мамой. Перед нами уже отдельная личность со своим пространством, своими границами, которые очень хорошо чувствует. То, что, с точки зрения мамы, будет заботой и порядком, сыном или дочерью может быть воспринято неуважением к их личностному пространству. Для ребёнка комната – его безопасный угол, его гнездо.
– Вдвойне страшно, что подростки могут так легко отказаться от жизни по зачастую глупой причине…
– Знаете, в любом возрасте решение об уходе не бывает спонтанным и лёгким. Даже когда родственникам кажется, что ничего не предвещало, на самом деле до этого «грома средь ясного неба» случилось некое событие, которое сыграло роль последней капли.
Другое дело, что подростки, как мы уже говорили, не всегда в состоянии анализировать и выражать словами свои эмоции. А жизнь устроена так, что пики разводов приходятся на пору, когда ребёнку не исполнилось двенадцати. Пока психика зреет, отсутствие папы или мамы рядом трактуется как «Я плохой, и поэтому меня бросили».
Следующий этап – желание наказать себя, плохого и ненужного. Ну, заодно и родителей привлечь: ведь нередко плохие поступки, в отличие от хороших, гарантируют к себе желанное внимание. В общем, ситуация развода подразумевает, что ребёнку очень важно быть услышанными близкими людьми. А родительская любовь – это огромный ресурс.
Отвечаем на «звонки»
– Если самоубийства в любом возрасте не бывают спонтанными, какие «звоночки» могут свидетельствовать, что с нашим близким человеком «что-то пошло не так»?
– Диагностика и работа с суицидальными мыслями – это всё-таки прерогатива специалистов. Но насторожить могут жалобы на бессмысленность и безысходность существования, «замороженные» реакции, тревожность, фантазии на тему «что будет, если меня не будет».
На следующей стадии человек присматривается к способам ухода из жизни. Он ещё думает и настраивается. Дальше, когда решение уже принято, родственникам кажется, что их близкий успокоился, пришёл в норму. А когда «приговор пришёл в исполнение», семья и родные не могут поверить в трагический финал. Увы, человек выглядел спокойным не потому, что гроза миновала. А потому что ему показалось, что он принял решение, пусть и не в пользу жизни. Ему кажется, что он нашёл выход, и груз безысходности его действительно перестал давить.
– Те же зависимости от алкоголя и наркотиков нередко называют растянутыми по времени самоубийствами…
– Желание уйти из жизни включает в себя три компонента, связанных между собой: желание умереть, желание убить себя, желание быть убитым. И в этом смысле зависимости можно отнести к форме самоубийства. Равно как прогулки по ночному городу в криминогенном районе или возле автотрассы – это тоже заигрывания со смертью.
А ещё человек, склонный к суицидальному поведению, будет добровольно причинять вред своему собственному телу.
Татуированная роза
– То есть, если дочь просит денег на татуаж и пирсинг, а сын увлёкся шрамированием, родителям пора насторожиться?
– Да если просят денег на салон, это… хорошо! Значит, что в семье есть доверие и ключевые моменты принято обсуждать. И, опять-таки, сын или дочь учатся брать ответственность за принятые решения, учатся выбирать варианты решений. В конце концов, есть возможность сделать ту же «татушку» в стерильных условиях и у профессионалов. Вред для тела всё же будет минимизирован.
И ещё. Подростковый возраст – это разбег от 10 до 21 года. Согласитесь, в 21 год человек уже может иметь представление о своём стиле и на то же тату может уже заработать сам.
Вне зоны комфорта
– Подростковый возраст – возраст перехода, нестабильности. Но и у взрослых бывают моменты, когда оказываемся вне зоны комфорта. Потеря работы, переезд. Кажется, нет сил, чтобы начинать с чистого листа…
– Когда рядом есть те, кому ты можешь дать или получить помощь, нестабильность пережить проще. Переезд в этом смысле ситуация более сложная. Да ещё если в одиночку. И тут очень важно заново выстроить близкий круг.
– Есть мнение, что человек, привычно жалующийся на жизнь, добровольно жизнь не покинет. Скрипучее дерево долго стоит.
– С самоубийствами связано много мифов. Мол, если решение принято, человека не остановить. Он не будет объявлять о решении, а сделает всё по-тихому. Реальность же такова, что в большинстве случаев самоубийства можно предотвратить. Как среди тех, кто «скрипит», так и среди тех, кто не предъявляет жалоб.
На самом деле есть весьма успешные и улыбчивые люди, которые неожиданно для окружающих «расплёвываются» с жизнью. Сегодня невроз успешности – одно из распространённых состояний. Зачастую для людей, решивших уйти из жизни, внешние атрибуты успеха – компенсация собственной неполноценности. Есть соответствующие декорации, есть игра в успешную личность, но нет контакта с собой, той самой эмпатии с собой нет.
– В нашей культуре понятие «любить себя» имеет скорее негативный смысл…
– Да, это так. И отношение к самоубийствам у нас отличное, чем, допустим, в Японии. Разумеется, мы не говорим о том, что нужно подозревать близких в желании уйти из жизни. Есть исследование, что у большинства старшеклассников были сиюминутные мысли на эту тему. Но это не значит, что за мыслью обязательно пойдут действия. За действиями стоит целый комплекс причин и симптомов. В любом случае, доверительный разговор с нашими близкими людьми лишним не будет. Пусть они знают, насколько любимы, важны и интересны нам.
Мода на чистку организма от шлаков держится давно. Хорошо бы, чтобы для нас стало нормой ходить к специалистам чистить свою психику от «токсинов» плохих мыслей, нелучших жизненных сценариев. Это реальная профилактика суицидов.
Надобность как условие жизни
– А старики в группу риска по суицидам входят?
– Не будем касаться ситуации тяжёлых болезней. В целом, люди в возрасте относятся к дару жизни бережно. Другое дело, к пенсии нужно быть готовым. Когда время не занято делами важными и интересными, оно по- другому идёт. Копятся обиды на взрослых детей, у которых не хватает времени слушать стариковские «бурчалки». Чем дольше человек задействован как профессионал, тем сохраннее он остаётся. В медицине, кстати, много людей, к солидному возрасту остающимися именно востребованными профессионалами. А надобность – важное условие для долгой жизни.
Вообще, если в детстве родители – это Боги, которые всемогущи и всегда защитят, то к старости они вправе взять на себя не менее важную функцию – носителей семейных традиций. Именно пожилые могут рассказать о родственниках, которых нет, о корнях генеалогического древа. По людям, приходящим на приём, я знаю, что наличие собственной родословной действительно придаёт уверенности и сил. Наверное, социальные связи, как прошлые, так настоящие и будущие – это тот самый страховочный канат, который удержит от печального шага.
Когда человек знает, что он любим и нужен многим, что ему есть к кому пойти даже со своими неудачами, что от него тоже ждут заботы и участия, у него появляются дополнительные ресурсы для долгой жизни.
Интервью для портала сибмеда