В пресс-центре новосибирской «Комсомольской правды» прошел круглый стол на тему: «Как новосибирцам бороться с осенней хандрой?». Ведущие психологи, психиатры и ученые поделились советами и рассказали, что сейчас делается в регионе для поддержания психического здоровья жителей.
Наши эксперты
Сезонные депрессии. Что это?
— Как много людей в Новосибирской области страдает осенними депрессиями?
А. Зинина:
— В нашей области около 82 тысяч людей имеют те или иные психические расстройства. На первом месте — неврозы различного происхождения, в том числе и депрессии. 10 октября — Всемирный день психического здоровья, в этом году он проводился под девизом: «Депрессия: глобальный кризис».
Всемирная организация здравоохранения приводит статистику, что 450 тысяч человек на планете имеют психические расстройства, 350 тысяч человек из них страдают различными депрессиями. Само понятие «депрессия» широкое. В бытовом смысле мы подразумеваем неважное самочувствие, плохое настроение. Точнее, депрессия — заболевание, когда проблемы человека не ограничиваются одним днем, когда доктор может видеть стойкие проявления. Депрессия может быть сезонной, когда ежегодно, как минимум в течение трех лет, с октября — ноября по март — апрель человек испытывает симптомы, которые можно обозначить клинически. С наступлением весны и лета все проходит само собой, и человек снова чувствует себя достаточно комфортно. По статистике, депрессиям больше подвержены женщины, возраст начала заболевания — от 18 до 30 лет. Депрессию связывают с уменьшением светового дня и некоторым дисбалансом гормонов в головном мозге. Главный симптом — постоянно пониженное настроение. Если человек пребывает в тоске, не испытывает эмоций по поводу положительных событий в жизни, перестает эффективно справляться с делами, то это признаки депрессии.
— Бывают ли депрессии у детей? Как родителям выявить заболевание у ребенка?
В. Макашева:
— Конечно, реже, чем у взрослых, ведь на детей больше влияют другие факторы: не климатические и сезонные, а психологические и социальные. К сожалению, депрессии, в том числе и сезонные, у детей бывают, причем в достаточно раннем возрасте.
Поэтому в наш детский психоневрологический диспансер мы приобрели аппаратуру для лечения депрессий, выделили помещения с музыкой. Порой дети страдают депрессиями в раннем возрасте — до года и старше. Признаки депрессии у ребенка такие: ухудшается успеваемость в школе, снижается продуктивность в учебе, нет контактов со сверстниками. Происходит формирование характера, связанного с измененным настроением. Поэтому мы всегда говорим родителям, что, если в поведении ребенка происходят изменения, нужно обращаться за помощью к специалистам. Если родители внимательны, они смогут отличить здоровые потребности ребенка, сложности подросткового возраста от проявления заболевания. Но за лечением обращаются, конечно, не только с депрессиями. С января этого года открыт психотерапевтический центр семьи и ребенка. Его посетили примерно 10 тысяч раз около 400 маленьких пациентов. Часто, конечно, приходят семьями, и это правильно. Ведь основа лечения — семейная психотерапия.
Карательная психиатрия осталась в прошлом
— А не боятся ли родители с детьми обращаться к психиатру?
В. Макашева:
— Страх перед психиатрией — следствие традиционной психиатрии, которая, к сожалению, была в Советском Союзе. Но сейчас она изжила себя. Изменились и правовые основы оказания психиатрической помощи, и методы, и сама психиатрия стала другой. Например, в нашей службе больше психологов, педагогов, социальных работников, чем самих психиатров. Поэтому я не могу сказать, что родители боятся. Думающие, молодые родители часто приходят за советом, как воспитывать ребенка. Даже если у ребенка нет проблем, и контакт у родителей с ним хороший, но они знают, что у ребенка наступит кризис, приходят, спрашивают, как подготовиться, что сделать, какие индивидуальные особенности у ребенка, которые диктуют методы воспитания.
И. Лях:
— Искренне рад тому, что наконец-то в обществе начало серьезно меняться отношение к психиатрии. Времена, когда психиатрия несла карательные элементы, была методом социального и правового ущемления граждан, уже все-таки канули в Лету.
Психологи сейчас взаимодействуют с психиатрами, чтобы лучше оказывать помощь пациентам. Если говорить о депрессиях, то сейчас достаточно часто бывает так, что приходит улыбающийся человек и говорит: «У меня все хорошо». А на самом деле его депрессия может носить очень глубокий характер. Внешне человек благополучен, но его депрессия серьезнее, чем это представляется окружающим. И связано это, конечно, с изменениями в обществе, ведь надо быть модным, активным, энергичным, радостным. Возникает такой позитивистский стандарт. С одной стороны, это хорошо, ведь люди чаще обращаются к психологам в профилактических целях, когда настроение снизилось на фоне проблемы. И это здорово, что люди стремятся не лечить последствия, а предотвращать заболевание. Но с другой стороны, стало больше маскированных явлений, когда внешне ничего не предвещает беды, а депрессия у человека глубокая. И я хотел бы сказать, что психотерапевтическая помощь всегда добровольна.
Круглое «лето» приводит к недосыпам
— Как на сибиряках сказывается, что мы отказались от смены времени и перешли на круглое «лето»?
В. Хаснулин:
— Сезонные депрессии чаще всего случаются в конце октября — начале ноября. Еще один распространенный диагноз — сезонная гиперсомния, когда люди страдают не от бессонницы, а, наоборот, спят и не могут проснуться — ни на работе, ни дома. Связано это прежде всего с природными факторами. И на Западе, и у нас 20 лет проводились исследования по сезонным депрессиям, и основной вывод в том, что нам не хватает солнечного света, не вырабатывается гормон сна мелатонин. Как доказали ученые, мы зависим от тех ритмов, которые нам определяет космос, Солнечная система — вращение Земли вокруг своей оси (день/ночь), вращение Земли вокруг Солнца (сезоны), масса всевозможных факторов вроде вспышек на Солнце или низкой солнечной активности. Эти факторы определяют наши ритмы и то, как мы себя чувствуем. Если у нас появляется усталость, слабость, одолевает плохое настроение, начинается хандра — антидепрессантами с такими состояниями бороться не нужно! Лучше улучшить свое самочувствие, восстановить резервы организма.
— А как это сделать?
В. Хаснулин:
— Для борьбы с сезонными депрессиями есть простое решение. Человека нужно пять-шесть дней освещать ярким светом, близким к солнечному — от 1 тысячи до 10 тысяч люкс — в течение 30 — 40 минут. После лечения примерно 80 процентов пациентов выходят из депрессивных состояний.
А вообще нужно больше времени проводить под солнечными лучами, максимально близко соблюдать режим дня и ночи, не сбиваясь с биоритмов. А вот много есть зимой как раз не нужно. Питание должно быть антистрессовым, потому что сибирские холода нас постоянно держат в стрессе. Отдых, понятное дело, должен быть активный, потому что когда мы лежим на диване и смотрим телевизор, это не помогает, а, наоборот, вредит. Обязательны водные процедуры, утренняя гимнастика, днем — физическая тренировка в спортзале либо прогулка на свежем воздухе (4 — 5 км в день), общение с природой и своевременный сон. Причем нужно отказаться от вечернего приема пищи. Это привычка, которую мы никак не можем побороть. Если люди чувствуют свою зависимость от магнитных бурь, перепадов атмосферного давления и прочих геомагнитных факторов, им нужно разработать индивидуальную систему профилактики, следить за долгосрочными геомагнитными прогнозами и готовить себя к ним вместе с лечащим врачом. Иначе истощение организма неизбежно. С любыми депрессиями можно бороться. И важно самому не придумывать себе несуществующих болезней!..
Статья опубликована на сайте http://www.nsk.kp.ru