У меня двое детей. Младшему сынишке – три месяца, старший – дошкольник. У малыша колики, по ночам часто приходится вставать к нему. Но устаю я совсем от другого. Проблема – со старшим. У него постоянно что-то ломается, падает, разбивается, шум, гам, крик. Это какое-то безумие! Как успокоиться и не реагировать так бурно на поведение ребенка?
На вопрос отвечает психолог Клиники «ИНСАЙТ» Бердникова Анна
С появлением в Вашей семье малыша у старшего сына возникла ревность. Мальчику хочется снова оказаться в фокусе родительского внимания. Но как быть хорошим в новых обстоятельствах, он еще не понял – не объяснили и не привык еще малыш к другому поведению.
Предлагаю Вам сосредоточиться на взаимоотношениях со старшим ребенком, отследить происходящее, свои чувства и реакции.
Необходимо признать – дети бывают неуклюжими, шумными, вредными и капризными. И очень непросто взрослому человеку всегда оставаться спокойным, терпеливо относиться к шуму, капризам ребенка.
Представьте себе ситуацию. Пятилетний малыш помогает маме убирать со стола посуду, роняет ее любимую кружку, которая разбивается о кафельный пол. Какой будет реакция мамы? Что она скажет и сделает? Скорее всего выразит досаду, припомнит все разбитые и сломанные за его недолгую жизнь вещи, может даже отшлепать сынишку, совершенно забыв о том, что неприятность случилась, когда малыш пытался ей помочь.
Картинка другая: та же кухня, мама и ее подруга убирают посуду со стола, подруга роняет любимую кружку хозяйки дома на пол. Какой будет реакция владелицы кружки? Поднимется ли у нее рука отшлепать подругу? Сможет ли она отчитать ее, указывая, откуда у нее растут руки или оценивая ее умственные способности и уровень координации в целом? Скорее всего нет… События будут развиваться несколько иначе. Неуклюжая подруга извинится, мама пожмет плечами и скажет примерно так: «Посуда бьется – к счастью».
Чем отличаются эти две ситуации? В первом случае виновник происшествия – ребенок, во втором – взрослый человек. И выходит, что в детско-родительских отношениях вспыльчивость, агрессивность и даже грубость простительны, а в дружеских неприемлемы. Ведь друзьями мы дорожим, а ребенок никуда от нас не денется, что бы мы ни делали или говорили.
Знание закономерностей отношений дает родителям надежный инструмент по регулированию своего состояния и способы реагирования на детское поведение. Если ребенок совершает поступок, который огорчает, расстраивает или сердит маму-папу, повремените пару секунд с гневной тирадой, подумайте о том, что бы Вы ответили в этом случае взрослому человеку. Несколько секунд на размышления, и родительская реакция может быть не такой острой, будет работать на сохранение отношений, а не на их разрушение.
Кроме того, сейчас маме важно выстроить дружеские отношения со старшим сыном, включить их в детско-родительские. Друзья охотно помогают друг другу, радуются общению. С ребенком старше 3-х лет можно говорить на тему дружбы и теплых отношений, обсуждать мультфильмы, где обыгрывается эта тема, не читать нотации, как должно быть, а именно беседовать, тогда эти наработки пригодятся и позже, при урегулировании отношений между старшим сыном и младшим.
Газета «Навигатор» — Как сохранить отношения, №3 от 30.01.2015