В Уютной кофейне одна подруга признается другой: «Я боюсь рожать», при этом на ее лице легко читается искренний страх, переходящий в ужас. С чем бывают связаны подобные переживания?
Довольно часто на супружеские консультации с аналогичной проблемой приходят вполне успешные как в личной, так и в общественной жизни женщины. И причин этому не так уж и мало…
Случай из практики специалиста клиники «ИНСАЙТ» — врача психотерапевта и психоаналитика Игоря Вячеславовича Ляха.
Необходимо отметить, что в связи с правилом конфиденциальности и анонимности приема личные данные и некоторые подробности биографий пациентов изменены. Любые совпадения с реальными людьми случайны.
Молодая женщина, назовем ее Ларисой, испытывала сильный страх, она боялась рождения ребенка. На вопрос о беременности женщина ответила отрицательно. Лариса состояла в законном браке, ее муж Виктор — весьма состоятельный мужчина… Однако рождение ребенка рисовалось в ее воображении подобно катастрофе, тайфуну, разрушающему привычное течение жизни. Лариса рассказала, что все ее подруги давно мечтают о детях, но разные бытовые сложности затрудняют выполнение желания, а у нее все есть: большая квартира, загородный дом… На вопрос об отношениях с мужем Лариса слегка затруднилась ответить, немного смутилась и покраснела.
Долгое время женщина была не уверена в Викторе. Супруги познакомились, когда Лариса училась на первом курсе, около пяти лет Виктор настойчиво ухаживал за своей избранницей, но поначалу не пользовался особым успехом. В то время Лариса встречалась с несколькими молодыми людьми, так сказать, «выбирала», но один оказался бабником, другой игроманом, третий был буквально помешан на своей карьере… Отношения с Виктором у Ларисы развивались непросто: то он пропадал, когда она на отрез отказывалась с ним встречаться, то внезапно появлялся, когда у нее назревал новый роман, и крайне настойчиво требовал свидания. Несколько раз они серьезно ссорились, но Виктор старался восстановить отношения, первым просил прощения. Постепенно, женщина привыкла к навязчивому поклоннику, и ей стало казаться, что он «чувствует» ее.
Сблизились они во время совместной длительной заграничной поездки. Однажды вечером на лазурном берегу, Виктор сделал Ларисе предложение, и она согласилась: он казался ей надежным, добрым, в общем, идеальным для семейной жизни. Вернувшись, они решили попробовать жить вместе, подали заявление в загс, но через две недели сильно поругались и решили расстаться. Виктору не нравилось, что будущая жена слишком много времени тратит на бессмысленную болтовню с подругами по телефону, Ларисе же сложно было привыкнуть к новой роли жены и постоянно проводить время с Виктором.
Когда Виктор повез Ларису забирать заявление из загса, выяснилось, что никто из них не хочет этого делать. Свадьба состоялась. Но следует отметить довольно интересный момент: когда Лариса с Виктором подавали заявление в загс, женщина никому не рассказала об этом событии, а вот когда они поссорились и собрались забирать заявление, об этом знали все вокруг: и мама, и тетя, и крестная, и все подруги… Это очень важный момент — оценка окружающих для Ларисы как для довольно деятельной женщины, имела первостепенное значение.
После свадьбы конфликты у молодых людей продолжились. Ларисе стало казаться, что ее родители не приняли ее супруга, а родители Виктора не приняли ее. Муж познакомил Ларису со своими друзьями, но ей не нравилось с ними общаться, она не всегда понимала то, что они обсуждают, редко могла поддержать разговор.
Прошло около двух лет с момента бракосочетания, Виктор мечтал о малыше, а Ларису эта идея приводила в неописуемый ужас, хотя объяснить свои чувства она ничем не могла. Материальное благополучие, любящий муж, прекрасная работа с возможностью оформить декретный отпуск — все условия были идеальными для рождения малыша, но женщину мучил ничем не объяснимый, иррациональный страх, и она это понимала.
Сам факт обращения к психотерапевту свидетельствовал о том, что Лариса осознает свою проблему и хочет ее преодолеть. В ходе дальнейшей консультации женщина с удовольствием рассказала о своем муже, но в ее голосе присутствовали нотки общего напряжения, что имело отражение и в личной жизни: Лариса отметала, что не испытывает сильного сексуального влечения к мужу, зато он обожает ее безмерно.
Элементы дисгармонии постоянно проявлялись в повседневной жизни супругов. Доходило до смешного: Лариса никак не могла приготовить любимое блюдо Виктора, хотя была неплохой хозяйкой. Свекровь подробно рассказала, как делать рагу по их семейному рецепту, молодая хозяйка все приготовила согласно инструкциям, но в конце все пересолила, чего с ней никогда ранее не бывало. Иногда Лариса замечала, что вроде бы все в порядке, но ей как будто что-то сильно мешает, она не в состоянии делать элементарные вещи. Слоняется по большой двухуровневой квартире, потом присядет где-нибудь сама не своя, ни на что руки не поднимаются. Не было у нее и ощущения, что эта квартира — семейное гнездышко, она порой чувствовала, что живет в гостях, и вся эта роскошь принадлежит одному лишь Виктору. Иногда у женщины возникали ни с чем не связанные вспышки раздражения, агрессии на мужа, подавить которые со временем было все сложнее и сложнее Непростая ситуация в семье была и с материальным благосостоянием. Виктор — достаточно состоятельный мужчина, зарабатывал немало денег и тратил на свою жену, не считая. Лариса хотела, чтобы он помогал ее не столь богатым родителям, но стеснялась попросить мужа об этом. Ее мама практически не приезжала к ним в гости, хотя и жила буквально в трех остановках, она боялась сделать что-то не так в присутствии зятя.
В данной ситуации вырисовывался явный страх несоответствия, супруги имели социальные различия, дальнейшая работа была направлена на его преодоление. Выяснилось, что в семейной жизни возникало немало ситуаций, демонстрирующих социальное неравенство супругов. Однажды отец Ларисы, возвращаясь с дачного участка, решил завести молодоженам пару ведер свежей картошки, Виктор встретил тестя в замешательстве, которое перешло в удивление, неприятное для всех. Он лишь произнес: «Да у нас с едой нет проблем: и холодильник, и холодильная камера заполнены, не стоило беспокоиться».
На самом деле ощущение страха мучило Ларису уже давно, правда, в начале ее сильнее беспокоило ощущение, что ее «покупают». Виктор приглашал ее в ресторан — она чувствовала себя крайне неуверенно, ведь ее одежда не соответствовала дресс-коду заведения. Он полностью обновил ее гардероб, а у нее осталось ощущение, что сначала «купили» ее, а теперь хотят «купить» ее ребенка. Разные программы по телевидению о суррогатном материнстве, продаже людей лишь подтверждали ее самые страшные опасения.
Для прояснения ситуации была предложена парная консультация. Виктор легко согласился прийти с женой, был очень приветлив, тепло относился к супруге. Так что сразу стало очевидно: ее базовый глубинный страх, что она лишь вещь, которую покупают, иллюзорен, и не имеет никаких оснований. Супругам было дано задание — обозначить планы на дальнейшую совместную жизнь. Виктор сразу с уверенностью заявил, что очень хочет ребенка, поэтому Лариса может в любой момент уйти в декретный отпуск, а потом можно запланировать рождение и второго ребенка. Рациональная часть совместных планов на будущее у супругов совпадала, но они не могли представить, как взаимодействовать между собой.
В ходе дальнейших парных консультаций страх начал таять на глазах. Лариса мечтала съездить в Италию, и они это запланировали, ощущения страха снизились. Кроме этого, они еще много говорили о совместном будущем, обсуждали, планировали, приходили к общему взаимопониманию, самым главным результатом парных взаимодействий стала их большая эмоциональная насыщенность.
На индивидуальной консультации у Ларисы произошел инсайт, она осознала, что постоянно, сама того не замечая, сравнивала двух отцов совершенно разных традиций. Ее папа всегда был очень внимательным и заботливым, во всем помогал, мог поговорить по душам, дарил цветы. Отец Виктора был более жестким, его забота проявлялась в другом. Лариса никогда не замечала, чтобы он обсуждал с кем-то свои решения, семейные планы, ему не хватало времени на простое общение, он заботился только о материальном благосостоянии семьи. Это сильно пугало женщину, она думала, что в дальнейшем ее муж может превратиться в подобие своего отца, поэтому ей хотелось сбежать из «золотой клетки».
В данном случае страх рождения ребенка — это, прежде всего, страх партнера, страх невозможности доверительных отношений. Обсуждая с мужем совместные планы; она увидела, что его интересует ее мнение, он учитывает ее желания, и страх испарился.
Спустя шесть месяцев после заключительной консультации Лариса рассказала, что счастлива и с нетерпением ждет появления малыша. Еще одним сюрпризом для женщины стало то, что ее отец подружился с отцом Виктора, они стали общаться семьями. Спустя год ситуацию в семье можно было назвать абсолютно благополучной: у Ларисы и Виктора родился мальчик, новоиспеченный отец души в нем не чаял. Женщина продолжила периодически обращаться за психотерапевтической помощью, теперь ее волновали вопросы правильного воспитания малыша.
Комментарии специалиста. Данный случай демонстрирует, что страх рождения ребенка у женщины связан с неуверенностью в партнере. Так часто бывает — сомнения в отношениях с партнером осложняются мыслью, что появление малыша может изменить семейную жизнь не в лучшую сторону. Порой это проявляется очень ярко, женщина начинает панически бояться беременности, так как полагает, что это будет способствовать разрыву отношений, а ребенок станет нелегкой обузой на всю жизнь. В таких случаях стоит разобраться в истинной цели отношений, возможно, не имеет особого смысла их продолжать, ведь проживая жизнь в страхах, можно всю ее на страхи и потратить.
Случай из практики специалиста клиники «Инсайт» — врача психотерапевта-психоаналитика Игоря Вячеславовича Ляха.
Необходимо отметить, что в связи с правилом конфиденциальности и анонимности приема личные данные и некоторые подробности биографий пациентов изменены. Любые совпадения с реальными людьми случайны.
Марина пришла на психотерапевтическую консультацию, потому что боялась рожать ребенка. На самом деле она и ее супруг уже давно мечтали о появлении малыша, но молодая женщина страдала тяжелой болезнью, которая могла передаться по наследству. Риск составлял 25%, и супруги находились в больших сомнениях, не зная, как разрешить данную ситуацию.