Бешеный ритм современного города, изменение традиционных форм культуры, сложности в контакте с людьми — психологи во всем мире знают, что все это является причинами для возникновения болезней большого города — психологических зависимостей. К настоящему времени психологи описали около пятисот различных форм эмоциональных зависимостей. Есть предположения, что на самом деле их около полутора тысяч.
«В Сибири, так же, как и в других городах и странах, наблюдаются все психологические зависимости: от алкоголя, наркотиков, компьютерных игр, и даже такие, как зависимость от мнения окружающих, — говорит психотерапевт в Новосибирской клинике «ИНСАЙТ» Игорь Лях.
На сегодняшний день достаточно ярко проявляется вообще зависимость от «человека». Любовь — это самый настоящий наркотик, вызывающий привыкание, физическую и психическую зависимость и синдром отмены. К такому заключению пришли ученые из английского Национального центра наркологии.
Исследования показали, что во время любовного порыва в головном мозге происходят изменения, сходные с воздействием наркотических веществ, по своему характеру они более стойкие и физиологичные, здоровые. В первую очередь это касается биохимических реакций. Нейрофизиологические изменения, сопровождающие эмоции и чувства, сходят на нет максимум через 5 -7 лет. В редком случае эти изменения могут длиться десятки лет. Впрочем, это ничуть не противоречит тому, что происходит в жизни.
КТО Я БЕЗ ТЕБЯ?
В последнее время Дарья перестала спокойно спать. Каждую ночь она стала просыпаться от страха, объяснить который не могла. Обратилась даже к неврологу, но тот посоветовал пойти на прием к психотерапевту.
«Обратившись ко мне за помощью, Дарья* рассказала, что в последнее время она живет с ощущением, что все происходящее в ее жизни бессмысленно,— вспоминает психотерапевт Игорь Лях. — Налицо были все симптомы осенней депрессии, но, поговорив с пациенткой еще немного, я обнаружил целый комплекс причин».
С Романом Даша встречается уже больше 5 лет. Бывший коллега по работе намного старше ее. Свидания не чаще одного — двух раз в месяц уже давно перестали приносить удовольствие. Именно после встреч с Ромой у Дарьи и возникает ощущение, что она ничтожество, но, тем не менее, прекратить эти отношения она не в состоянии. Стоит только Роману позвонить, как Дарья готова лететь к нему хоть на край света.
«Дарье почти тридцать. На работе она успешна. Но связь с Романом не позволяет ей завести нормальные, серьезные отношения, построить семью и обзавестись детьми, — комментирует Игорь Лях. — Эта патологическая привязанность уже давным-давно вышла за рамки романтических отношений».
В самом начале их романа, когда они только повстречались, жизнь для Дарьи окрасилась новыми красками. Она строила планы, мечтала о том, как будет встречать и провожать своего Ромку на работу, как они будут воспитывать детей… Однако в реальной жизни вместе они не могли прожить дольше трех дней. Их единственная совместная поездка в дом отдыха уже на следующий день закончилась грандиозным скандалом. Но, тем не менее, она продолжала мечтать, разрываясь между миром фантазий и реальностью. А между тем встречаться они стали чаще всего в кафе, интимность в отношениях сошла на нет. Они могли часами болтать без умолку: у них много общих тем для разговоров, но близких отношений уже давно не стало. В последнее время их встречи можно было назвать скорее дружескими, нежели романтическими или любовными.
В любви главное место занимает эмоциональное состояние человека. Однако стоит добавить, что страсть характеризуется максимальным чувственным накалом. Эйфория, полет и чувство удовлетворения оттого, что объект пристрастия рядом и вызывает сильное влечение, пристрастие снова и снова повторять свидания, желать постоянно находиться рядом с любимым, — через некоторое время это настолько сильно захватывает человека, что кроме объекта привязанности на свете может потерять свое значение все: друзья, профессия, семья, деньги.
Вопреки здравому смыслу, что уже начинает указывать на наличие зависимости от человека, мужчина или женщина могут рисковать своей работой, делать большие долги, нарушать закон. Но, как сами потом говорят, такое поведение, как и мысли, возникающие при этом, им самим трудно поддаются контролю, Постепенно желание становится потребностью, а потом переходит в пристрастие и, в конечном итоге, возникает зависимость. Невозможность встретиться со своим «спасителем», поговорить с ним, побыть рядом вызывают чувство пустоты, дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, апатию и безразличие ко всему, тоску, подавленность, усталость, страх. Человек чувствует себя виноватым, ищет причины в себе и чаще всего находит, начинает винить себя в том, что любимый не рядом.
«Причины многих зависимостей чаще всего скрыты в детстве, — говорит психотерапевт, — вот и в случае с моей пациенткой эта теорема получила свое подтверждение».
Дашке было что-то около семи лет, когда ее родители расстались. Без крика, брани и взаимных упреков. Отец просто уехал в другой город. Дочь он на¬вещал крайне редко. Из той далекой истории в памяти Даши осталось только чувство утраты. Ее желание быть маленькой девочкой, за успехи которой папа обязательно порадуется, осталось просто мечтой.
«Когда мы стали говорить об отце, Дарья вдруг поймала себя на мысли, что она невольно сравнивает Романа с ним, — объясняет Игорь Вячеславович. Она с удивлением обнаружила, что с Романом у них отношения скорее родственные, как у отца и дочери, поэтому и бросить его она не может, как не может ребенок отказаться от своего родителя. Дарья находила в Романе те черты, которыми обладал (или ей хотелось, чтобы обладал) ее родной отец. Он был успешным, много работал и, что самое главное, он мог искренне радоваться за нее, за ее успехи, то есть давать ей то, в чем она так нуждалась».
Дарье было предложено поговорить с Романом о своем душевном состоянии. После откровенного разговора их отношения приобрели совершенно другой статус. Они решили остаться друзьями. Встречи, теперь уже исключительно дружеские, стали проходить на нейтральной территории. Теперь Даша могла рассказывать Роману о своих успехах как отцу или просто хорошему другу, который мог поддержать ее и порадоваться за нее. Через некоторое время девушка начала встречаться с другим мужчиной и уже с ним начала строить новые отношения. Роман, как оказалось, радовался ее успехам в личной жизни. Ее опасения, что он будет ревновать, оказались ее домыслами.
В данном случае нельзя путать две вещи — любовь и зависимость (привязанность). Очень часто люди подменяют и путают эти понятия. То, что испытывала Даша, есть зависимость от человека. Любовью это назвать нельзя. Любовь не может порабощать человека, наоборот, она освобождает, делает его более свободным и независимым. А то, что испытывала она, уходит корнями далеко в ее детство. Потому что, как говорят психологи, состояние зависимости от другого человека — это зависимость ребенка от родителя. Именно она проецируется во взрослую жизнь из нашего детства. Слишком сильны еще детские обиды, в душе еще остался ребенок, который все никак не может повзрослеть.
В Романе Даша видела не любовника, а своего отца. Через общение с ним она пыталась компенсировать недостаток отцовской любви. Именно поэтому она подсознательно выбрала мужчину, который на много лет старше ее и именно поэтому интимная сторона их отношений не складывалась.
Патологическая привязанность к человеку — это только один из видов зависимостей. Сегодня их настолько много, что можно предполагать, что практически каждый из нас имеет тот или иной ее вид. Поскольку на возникновение и развитие аддикций (от англ. — зависимость) влияет множество факторов, то и их изучением занимаются сразу несколько наук — психология, социология, медицина. На рубеже двадцать первого столетия на стыке этих наук образовалась новая — аддиктология, или наука о зависимостях.
Современная аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как: наркотическая (включая токсикоманию), алкогольная, табачная; теперь уже привычные компьютерная, игровая, трудовая аддикция, а также и вполне экзотические пищевая, любовная и сексуальная зависимости от людей, предметов и событий, и многие другие. К настоящему времени ученые выяснили, что аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти от реальной жизни, от реальных проблем, изменяя свое сознание. Кто-то для этого употребляет алкоголь или наркотические вещества, а кто-то воображает целый мир, в котором живут неосуществленные мечты и желания. Если в этот мир поселить любимого человека, то может возникнуть эмоциональная зависимость от него. В подобных случаях для человека важно претворить мечты в реальность, а отсюда уже следуют навязчивое поведение, бесконечные звонки с просьбами встретиться, необоснованная ревность.
Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Посадив человека на «эмоциональный крючок», им очень легко управлять. Эмоции являются составной частью зависимости. Фактически привязанность возникает не к человеку, а к эмоциям, которые возникают при общении с ним или просто при виде него. И, как ни парадоксально, в первую очередь важно не то, какая это эмоция, положительная или отрицательная, а то, насколько она сильна. Ведь чем сильнее эмоция, тем крепче зависимость.
КТО Я БЕЗ ВАС?
Однако, интересное наблюдение сделали психологи — человек по своей природе стремится иметь зависимости, а не освобождаться от них. А причиной сего феномена является, большой город. Жизнь в мегаполисе ежедневно сталкивает нас с большим количеством проблем, слишком много нестабильности в окружающем нас мире, много тревожащих элементов. А человек стремится к стабильности, что-проще всего получить в контакте с другими людьми. Именно поэтому в городах так популярны ночные клубы и бары.
«Сам факт того, что вы, например, по пятницам с друзьями всегда ходите в баню, дает необходимую стабильность и цикличность событий, а это, в свою очередь, успокаивает, позволяет психике функционировать нормально, — говорит Игорь Вячеславович. — А вот страх потерять эту стабильность может стать одним из сильнейших факторов для развития зависимости от группы людей или тусовки.
В моей практике есть замечательный случай, который можно привести как пример: Антону было 17 лет, когда родители привели его на прием к психотерапевту. Мама и папа заметили, что в последнее время их сын очень сильно изменился, вечерами под любым предлогом стремился убежать из дома на улицу, днем ходил хмурый. Несмотря на то, что их семья весьма состоятельная, парень наотрез отказывался пользоваться вещами, купленными в дорогих магазинах. Родители стали опасаться, что их сын стал наркоманом.
Как заметил психолог, внешне молодой человек выглядел подавленным, он явно понимал, что с ним происходит, но при родителях говорить об этом не решался. Наедине с психотерапевтом Антон рассказал, что он состоит в дворовой молодежной группировке. Как признался сам парень: «Наркотой мы там не занимаемся, мы просто каждый вечер собираемся в одном и том же месте, разговариваем, общаемся, слушаем шансон, кто хочет — курит, кто не хочет, может не курить».
В последнее время ему стало сложно общаться с ребятами, поскольку большинство из них из малообеспеченных семей, а он из интеллигентной и состоятельной. Родители планируют, что их сын поступит в университет, который они будут оплачивать. Большинство же ребят из-за финансовых проблем в их семьях учиться в вузах не могут. Поэтому тех мальчишек, которые поступают в университет, в компании перестают считать «своими». Однажды Антон стал свидетелем того, как ребята стали избивать парня, который вышел из группы. Тогда он стал понимать, что принадлежность к этой группировке давала ему некоторые преимущества: например, в школе к нему никто не приставал».
«Такая зависимость от группы людей базируется на многих чувствах, в том числе и страхе утраты авторитета, — говорит Игорь Вячеславович, — По сути человек боится стать изгоем, потерять уважение своих друзей».
Работу с Антоном начали с того, что психотерапевт попросил его припомнить рассказы ребят о тех, кто долгое время был в их компании. Оказалось, что в большинстве своем парни, в том числе и лидеры этой группы, рано или поздно садятся в тюрьму за мелкое хулиганство, грабежи и драки. В меньшинстве были те, кто после армии шел работать на завод. И только двое смогли начать свое маленькое дело.
Компания, в которой состоял Антон, была для него маленьким социумом, заменившим целый мир. Самым сильным страхом для него стало то, что, если он покинет свою группу, друзья станут насмехаться над ним и обсуждать как не своего, чужого. Тогда Антону бы¬ло предложено разыскать тех ребят, которые ушли из компании и узнать, как живут они. Попытка увенчалась успехом — Антону удалось найти своего бывшего друга Вадима, который был на несколько лет старше него. «Он скоро женится! И у него все хорошо!», — радостно сообщил Антон на следующей встрече с психотерапевтом.
Парень увидел своими глазами, что жизнь вне компании может быть даже лучше, нежели внутри нее. Да и родители, следуя предписаниям Игоря Ляха, стали брать Антона с собой в гости, где он мог общаться со своими ровесниками. В подсознании молодого человека стала развиваться другая модель поведения, на первое место вышли совсем другие цели.
Общение с ребятами из дворовой компании постепенно сошло на нет, мягко и без выяснения отношений. Просто Антон стал реже ходить на их привычное место. Между тем, парни не перестали с ним здороваться за руку, не было и насмешек в его адрес, словно никто и не заметил, что он поступил в университет.
«В данном случае формированию зависимости способствовало то, что родители Антона были занятые люди, практически все свое время они посвящали работе, — комментирует ситуацию Игорь Вячеславович Лях. — Они не предоставляли своему сыну образца для подражания. Антон попросту не знал, как нужно общаться, как выстраивать отношения с друзьями и приятелями. И достигнув подросткового возраста, он закономерно попал под влияние дворовой компании».
В этой банде было больше взрослости, чем в общении с родителями. Да и место, которое он там стал занимать, было далеко не последним. Страх потерять этот авторитет трансформировался в страх быть наказанным группой. Это классическая детская иллюзия об отвержении и наказании.
Любая зависимость формируются на фоне привязанности. А как уже отмечалось выше, чем выше нестабильность окружающей среды, тем выше желание у человека развивать стойкие влечения. Нам важно быть уверенными, что завтра все повторится. И чем интенсивнее будет развиваться большой город, тем большее количество людей будет «делать» свою стабильность при помощи аддикций.
«Зависимость возникает тогда, когда человек не видит выбора. Жизненные ситуации Дарьи и Антона схожи тем, что молодые люди самостоятельно не могли увидеть, какие возможности могут открыться перед ними, если они откажутся от своих пристрастий. Для Дарьи это — новые отношения и возможность построить полноценную семью. А для Антона это новый, другой мир студенческой и, безусловно, более удачной жизни в целом», — подвел итог нашего разговора Игорь Лях.
Наверное, в этом и заключается задача психолога — передать своему пациенту весь бесценный опыт других людей, освободившихся от какой-либо зависимости, открыть перед ним новый мир другой жизни, где нет влечения, заменяющего все и всех. Избавление от какой-либо привязанности — это не возврат на исходные позиции (до возникновения этой проблемы), а прогрессивное движение вперед, дальнейший личностный рост, переосмысление всего жизненного опыта. Это, прежде всего, стремление к гармонии, а это, как и стабильность, одна из главных целей в жизни. А зависимость? Думаю, она почти у каждого найдется в тайниках души, хоть небольшая, но все же… ,
* Согласно правилам анонимности и конфиденциальности имена и некоторые события изменены, любые совпадения случайны.
Анастасия Сенина «Медицинская газета»
Иллюстрацией зависимости от человека может служить последний период жизни австрийского писателя Стефана Цвейга. Последней женой писателя была Лотта Альтман, под влияние которой он попал. К роковому шагу самоубийства писателя склонила именно его жена.
Самая экзотическая зависимость была у греческого философа Эмпедокла (ок. 495-435 д. н. э.). Согласно легенде, он бросился в кратер вулкана Этна, поскольку долго мучился оттого, что никак не мог понять устройство вулкана.