ВОПРОС ПСИХОЛОГУ:
«Нам до школы еще больше двух лет. Но, думаю, в нашем случае лучше начать готовиться заранее. Дело в том, что мой ребенок – левша. Он ест левой рукой, рисует, если надо сделать что-то, требующее точности, тоже действует левой. Переучивают ли детей сейчас в школе? У меня лично от переучивания остались самые мрачные воспоминания. Хотелось бы обезопасить ребенка от такого. Если переучивают, то, как подготовиться к этому, чтобы ребенка травмировать по минимуму. Вообще, леворукость это как: скорее плохо или хорошо?»
КОММЕНТАРИИ ПСИХОЛОГА АННЫ БЕРДНИКОВОЙ:
В массовом порядке сейчас детей в школе не переучивают. Конечно, не исключено, что можно попасть на педагога старой закалки, обладающего непоколебимой твердостью в этом вопросе. Но получить информацию об этом можно, заранее пообщавшись с педагогом. Тем более, что многие школы сейчас практикуют предварительное знакомство ребенка с учителем.
Леворукость – такое же качество, как и праворукость. Их невозможно сравнить по принципу «хорошо-плохо».
До сих пор существует множество источников, где говорится о леворукости как о патологии. Это старые и на настоящий момент опровергнутые представления. Новые данные свидетельствуют о том, что есть две причины леворукости: наследственная и патологическая. Наследственная леворукость возникает у ребенка, в семье которого есть леворукие родственники. Это как раз ваш случай: мама (ближайший родственник) – переученный левша.
Патологическая леворукость может быть следствием внутриутробной травмы или травмы при рождении. Генетически обусловленная леворукость не является болезнью и не связана с патологическими проявлениями. Более того, многочисленные исследования не доказали связи леворукости с какими-либо психологическими особенностями человека. Известно, что Павлов был леворуким. Но другой великий русский физиолог – Бехтерев – был праворуким. Наполеон был леворуким и при этом, безусловно, выдающимся полководцем, но его победил праворукий Кутузов.
Единственным различием в развитии леворуких и праворуких детей является различная скорость созревания тех или иных структур мозга. Некоторые структуры мозга леворуких детей созревают медленнее, но с возрастом эти различия между детьми исчезают. Имеет смысл вспомнить, как вы сами в детстве справлялись с возникающими проблемами, и помочь ребенку, передав ему свой опыт.
Переучивание (об этом вы знаете не понаслышке) – очень тяжелый процесс, травмирующий ребенка. Он может аукнуться различными невротическими реакциями: ночными страхами, энурезом, заиканием и прочим.
Поэтому вам необходимо поставить в известность преподавателя об особенностях ребенка и выразить свое отношение к существующему положению вещей, сделав акцент на недопустимости для вашего ребенка процесса переучивания. Также на вашу сторону, в случае необходимости, может быть привлечен школьный психолог, который будет компетентен представить педагогическому коллективу новейшие данные по проблеме левшества.
Если в отношениях с леворуким ребенком соблюдать некоторые правила, то он вполне успешно сможет адаптироваться в праворуком мире.
1. Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Следует помнить, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
3. Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
4. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
5. Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких. Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.
Автор: Анна Бердникова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20512/