Наша бабушка уже все уши нам прожужжала о том, что для трехлетнего мальчика стыдно писаться по ночам. Днем с горшком у нас никаких проблем нет уже давно. И по большому и по маленькому всегда сам, без напоминаний ходит. Уже не и не помню, когда аварии в последний раз случались. Мне кажется, что для дошкольника вполне нормально «уходить в ночное плавание». Но от общения с бабушкой регулярно возникают сомнения. Кто же из нас прав?
Многие дети и старше трех лет могут «уходить в ночное плавание». Если ваш ребенок хорошо ходит на горшок днем, а по утрам все равно просыпается мокрым, значит, он еще не готов к тому, чтобы все время быть сухим. В любом случае, мочеиспускание, которое происходит, когда он спит, малыш контролировать не может. Следовательно, стыдить ребенка за то, с чем он справиться пока не может, бесполезно в плане практических навыков и крайне вредно в плане психологического комфорта ребенка.
Необходимо устранить отрицательное внимание с ситуации ночных пописов. Для этого покажите ребенку застеленный клеенкой матрас, объясните, что благодаря клеенке совершенно безразлично, намочит он постель во сне или нет. Купив новую пижамку и постельное белье, скажите невзначай ребенку, что их можно легко постирать. Не стоит подчеркивать, что эти вещи предназначены «для большого мальчика, который уже не писает в постель». Ребенок в три года и так уже способен понять, что он испортит эти красивые вещи, если написает во сне, поэтому он будет волноваться, как бы «чего» не случилось, и огорчится, когда «беда» все же произойдет.
Помогите ребенку оставаться сухим. Можно «высаживать» ребенка поздно вечером и рано утром – постель будет оставаться сухой. Таким способом можно вселить в ребенка уверенность, что сухая постель достижима, и он может быть сухим, если захочет.
Однако такой подход не поможет научить ребенка управлять работой мочевого пузыря, откликаться на сигналы, им посылаемые. Если ребенок просыпается, когда вы его высаживаете, то он понимает, что именно мама распоряжается его ночным мочеиспусканием, а не он сам. Для предотвращения полной утраты инициативы в этом процессе можно договариваться о том, что взрослый чуточку поможет ребенку проснуться ночью, чтобы пописать. Необходимо убедиться, что ребенок полностью проснулся и чувствует наполненность мочевого пузыря, ощущает сам позывы к мочеиспусканию.
Здесь важно, чтобы ребенок понимал, что ему необходима помощь взрослого, что взрослый действует в его интересах в рамках договора о совместных усилиях по сохранению постели сухой. Если ребенок не пробуждается и вы высаживаете его полусонного, то вольно или невольно поощряете как раз то, против чего боретесь – мочеиспускания во сне.
Не следует сурово и категорично ограничивать потребление жидкости в вечернее время. Когда ребенок ложится спать, мечтая о воде, скорее всего, он обмочится.
Если ребенок проснулся сам из-за того, что ему нужно «по-маленькому», это хороший признак: значит, скоро он научится управлять своими естественными отправлениями. В комнате должен быть горшок, и еще нужен ночник, чтобы ребенку не было страшно. Зачастую также требуется непосредственное участие взрослых: младшие дошкольники боятся сами покидать кровать.
Если вы запретите ребенку звать вас посреди ночи, он может долго не вылезать из кроватки, терпеть до последнего, а когда решится – тогда будет уже слишком поздно. Поэтому в любом случае необходимо настроить себя на то, что постель время от времени будет оказываться мокрой.
Если ночное недержание мочи вновь началось после долгого «сухого» периода, то, возможно, это реакция ребенка на нервные перегрузки.
Например, в семье появился второй ребенок, у первого может появиться подсознательное желание снова стать младенцем и получить больше внимания. Разлука с родителями, пребывание в больнице или какие-либо другие потрясения способны поколебать уверенность ребенка в своих силах, и он временно будет неспособен справляться со своими трудностями.
Возможно, вы сами поймете, что создает нервное напряжение, и сможете помочь ребенку, поговорив с ним «по душам» или приласкав его больше обычного.
Автор: Анна Бердникова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29359/