Сыну семь лет, этой осенью пойдёт в школу. В начале лета поехал с бабушкой и дедушкой за город на дачу. Свежий воздух, природа. Что может быть лучше для ребёнка? Но столкнулись с проблемой. На улице много бабочек, и сынишка, только их увидит, начинает истерить, трясётся даже. В итоге просидел две недели в доме, на улицу выходил только вечером, когда бабочки прятались.
Прошлым летом была похожая ситуация. Но тогда малыш боялся дохлых бабочек, везде их высматривал, тоже закатывал истерики. Вернулись в город, но лучше не стало: гулять не пойду, там бабочки! Мальчик очень эмоциональный, чувствительный и ранимый. Как ему можно помочь? Откуда взялся такой страх? Похоже на фобию какую-то…
Определить источник возникновения страха мы сейчас, к сожалению, уже не сможем, поэтому попробуем угадать. Вполне может быть, что ситуацию спровоцировала не совсем добрая шутка кого-нибудь из взрослых. Что-нибудь вроде «Рот прикрывай, а то бабочка залетит и сдохнет там или яички отложит». Или кто-то при ребёнке испугался, бурно отреагировал на её появление. Возможно, что мальчик, неожиданно увидев бабочку, не нашёл её привлекательной.
Инсектофобия в разных вариантах – довольно распространённое явление. Людям свойственно испытывать неприязнь к насекомым. На этом страхе основаны многие образы из фильмов ужасов. Кто-то боится всех насекомых, кто-то – определённого вида: тараканов или пауков. Нередко такая фобия сохраняется всю жизнь. Тем не менее, работать с ней можно и нужно.
Прежде всего познакомьте сына со «страшной» бабочкой поближе, но постепенно и аккуратно. Во-первых, создайте положительный образ пугающего насекомого, соберите о нём интересную познавательную информацию. Так, вместе с ребёнком можно посмотреть сказку «Мария-Мирабелла», где главный герой – мотылёк, и есть сюжет, посвящённый жизни бабочек: откуда они берутся, какие стадии превращения проходят. Обсудите информацию с ребёнком.
Полезно будет почитать детскую энциклопедию, особенно главы, посвящённые насекомым. Особое внимание сына обратите на тот факт, что для человека бабочки безобидны и не представляют опасности. Поговорите о задачах бабочек в природе, об отношении к ним энтомологов, коллекционеров.
В последние годы на свадьбах организаторы часто устраивают живой салют из бабочек – очень красивое зрелище. Найдите в сети такие ролики и обсудите с ребёнком, почему люди используют на праздниках именно бабочек, а не комаров или мух с осами. Можно представить такую ситуацию и посмеяться над ней. Тем самым ребёнок сбросит напряжение, возникающее у него при столкновении с пугающей темой.
Посмотрите фотографии с детских новогодних утренников, наверняка там найдётся какая-нибудь девочка в костюме бабочки. Поразмышляйте, почему девочка выбрала такой наряд. Пусть в сознании мальчика произойдет переключение с «бабочка – страшно» на «бабочка – красиво».
Обращайте внимание сына на взаимодействие человека и бабочек везде, где можете его заметить. Например, спешите в поликлинику, видите, что на газоне ребёнок с сачком, – сразу же обращайтесь к сыну: «Смотри-ка, мальчик ловит бабочку, наверное, для коллекции». Причём говорите о происходящем как о чём-то обыденном, само собой разумеющемся. Не нужно при этом уличать малыша в боязни, произнося фразы: «Вот мальчик ловит бабочку, не боится, не то что ты…» Подобные слова лишь усложнят ситуацию, испортят отношения, но не помогут справиться со страхом. Будьте спокойны и последовательны. И усилия обязательно принесут результат.
А бабочки крылышками бяк-бяк-бяк-бяк… — №26 от 10.07.2015 — Газета «Навигатор»