Задуматься о профессионализме психотерапевта – это и есть философия психотерапии. Это вопрос о том, как представлен этот вид человеческой деятельности в сознании того, кто им занимается, как он видит свою профессию, её бытие в мире и своё место и роль в этом бытии.
Обратимся к значению слова профессионализм: профессия – (от лат. professio – объявляю своим делом), род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки и являющийся источником существования. Добавляемый к существительному «профессия» суффикс – изм привносит смысл идейного течения, направления мысли; систематическое, эффективное, надёжное выполнение профессиональной деятельности, определяющее степень эффективности труда, степень овладения человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам.
Профессионализм не возникает неоткуда, это результат длительного периода теоретического и практического обучения, это процесс постепенный, проходящий несколько этапов. Жизнь в профессии, как и жизнь человека вообще, в Европейской и в Азиатской философиях делиться на 4 этапа: ремесленничество, взрослость, зрелость, старость.
1 этап — Ремесленничество (допрофессионализм) проходят все люди, идущие в профессию, задача которого овладеть профессиональными навыками адаптации, сфотографировать у учителей девиз первого этапа: «Чтобы потом творить, необходимо вначале выучить правила». Правилам учат Учителя. Счастлив тот, у кого есть Учитель. Однако встречу с Ним определяет только наличие встречной готовности. Ценность Учителя не в том, чему он учит, а в том, что он заражает. Только это способствует передаче опыта.
Плюс: врождённые качества начинающего профессионала и ранее приобретённый опыт жизни в профессии и жизни вообще фильтруют разные философии, школы, рационализации, обнаруживая избирательность восприятия, ментальный таксис к одним и неприятие других.
Являясь адептом психоанализа, я рассматриваю психотерапию через его призму; моя психотерапия сложилась в результате моих личных особенностей, полученного образования, подготовки, многолетней практики, сдобренной интересом к философии, антропологии, социологии, этнографии. Для меня психопатология – это результат динамического взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов, это процесс, а не «нозология», поэтому, психиатрия и её деятельность – психотерапия – это не медицинская, естественнонаучная дисциплина, а гуманитарная отрасль человеческой деятельности.
Как личностная установка, психоанализ, на мой взгляд, представляет: основанную на слегка сублимированном инфантильном сексуальном любопытстве защитную параноидальную проекцию, порождённую травмой аффективно окрашенного вытеснения сильного актуального гомоэротического порыва. Энергетический заряд этой проекции обеспечивает регресс к детскому нарцистическому неврозу, возникающего на основе негативного варианта отреагированного эдипова комплекса.
В ареале сделанного выбора взгляды начинающего психотерапевта могут меняться, однако выбранная философия психотерапии задаёт рамки, методы, маячки, флажки в процессе освоения профессионального пути, важным на этом пути является следующий инсайт:
Психотерапия – это процесс, цель которого вызвать изменения. Психотерапевт – агент помощи, в центре внимания которого личность клиента. Психотерапия – это целенаправленное и контролируемое использование отношений между клиентом и психотерапевтом для усиления личной адаптации клиента, а не методы, техники и.т.д.
Что характеризует хорошего ремесленника: способность достигать результата, который представляется заранее через сознательное управление и направленные действия. Когда действия становятся автоматическими, навык усвоен, можно приступить к творчеству.
2 этап — Собственно Профессионализм (взрослость). Это не статика, не результат, а движение: вчера, сегодня, завтра, постепенный процесс. Инструкция, шаблон переходят в творчество, вчерашний навык в настоящем перерабатывается в завтрашние смыслы. Сам специалист ставит цели, сам мотивируется, сам видит смысл, т.е., самоактуализируется. Появляется свой стиль, саморазвитие, самореализация, которая есть не только деньги. Результат: идентификация с профессией. Возникает новое качественно иное понимание своей деятельности: психотерапевтический процесс – совместное бытие двух неповторимых личностей, совместное путешествие по психическому бессознательному двух сущностей,
Важное открытие на этом пути: всматриваться в себя, что особенно актуально в мире ускорения и разнообразия. Психоспециалисты сами являются инструментом своей профессиональной деятельности, осознают они это или нет. Эффективность зависит не от методик, а от культурного уровня психотерапевта, накапливать техники – это одно, повышать культурный уровень – это неизмеримо больше! Этап собственно профессионализма всегда соотносится с отношениями с коллегами по цеху, от позиции нигилиста до сотрудничества, соперничества и здоровой поддержки. Ощущение плеча или критики товарища, сомнения и вера Учителю. Приходит новое понимать: новое придёт, когда отдашь другим, появляются ученики.
3 этап — Суперпрофессионализм (зрелость) Расцвет. Личный вклад в своё дело, и одновременно выход за пределы профессии. Освоение новых профессий. Универсал. Учитель с личноориентированными учениками. Возникает философия психотерапии — способ профессионального мышления, когда психотерапевт самостоятельно судит о предмете, а не повторяет истины, добытые из накопленного профессионального опыта. Независимое и критическое мышление.
Философия рефлексивна по своей сути. Философствующее сознание не думает просто об объекте, но думает о своей собственной мысли об объекте, и является мыслью о мысли.
Определить расстояние от Земли до солнца – мысль первого порядка, задача астрономии. Выяснить, что именно мы делаем, когда определяем расстояние от Земли до Солнца – мысль второго порядка, задача философии. Психотерапия – мысль первого порядка, рассматривает психику, как биология рассматривает жизнь, её не интересует отношение мысли к её объекту, как специфическое явление — событие в мире. Философия – мысль второго порядка, занята отношением мысли к её объекту, в равной степени имеет дело с объектом и с мыслью о нём.
Психологи спрашивают, как люди живут, философы спрашивают, как психологи познают житие-бытие людей, как им удаётся проникнуть в прошлое, которое определяет настоящее и переходит в будущее. Их интересует не комплекс психологических феноменов, а система знаний. Прошлое – не серия событий, а система познанных объектов. Исследования того, что познаётся, неотделимо от исследования самого познания.
Мы редко задумываемся над теми видами деятельности, которые даются легко, только наталкиваясь на трудности, мы начинаем прилагать усилия, чтобы их преодолеть. Организованное и научное самосознание человека является следствием направленной на некие проблемы его жизни энергии мысли. Мышление, как мостик над пропастью, прерванного аффектом непрерывного течения жизни.
4 этап – Послепрофессионализм (старость) Эксперт, консультант, Учитель, передающий свой опыт человечеству. В положении ученика человек должен верить в разрешимость всех вопросов, как считают их разрешимыми учителя и ученики. Когда же он выходит из этого положения, приступает к самостоятельным исследованиям, то обнаруживает, что ничего не решено. Догматизм, неизменный признак незрелости, исчезает. Он смотрит новыми глазами на предмет своей деятельности, на каком основании учителя и учебники считают это истинным, и начинает самостоятельно изучать предмет. Опыт самостоятельного психотерапевтического мышления делается предметом своей рефлексии. Вначале приходит опыт, а потом размышления над ним. Философия начинается со знания нашего собственного незнания, не незнания всего, а незнания какой-то определённой вещи. Поиск новых ответов на старые вопросы и есть процесс человеческого самопознания.
АВТОР: Голгофская Ирина Геннадьевна