Традиционно считалось, что психотерапевтическая теория отражает закономерности фунционирования психики, механизмы формирования травматического опыта, и что адекватное понимание проблемы позволяет найти результативные способы её решения. Современность породила множество школ и направлений, которые затеяли рыночный спор, чьи объяснения лучше. Постсовременность выявила парадокс эквифинальности: различные психотерапевтические методы, принципиально отличающиеся друг от друга по теоретическим и практическим параметрам, при решении однотипных человеческих проблем имеют одинаковую эффективность.
Практически через сто лет «легализации» психотерапии и огромного накопленного практического опыта, отражённого в сотне теоритических концепций, был сформулирован тезис о том, что теория является лишь артефактом психотерапии. Психотерапия представляет собой процесс особым образом организованного взаимодействия между психотерапевтом и клиентом, который ведёт к определённому результату и не связан с теоретическими концепциями.
Теория психотерапии – не что иное, как миф, организующий представления клиента о себе и о мире, миф полезный. Психотерапевт неминуемо сталкивается с проблемой представления клиенту собственной концепции психотерапии, с введением некой единой системы понятий, однозначной для клиента и психотерапевта «мифологии». Усвоение клиентом психотерапевтической теории, пусть даже в самой упрощённой форме, совершенно необходимо, поскольку оно создаёт правильную психологическую установку: действия, которые клиент производит, связываются в его сознании с разрешением проблемы. По такой же причине ведут к исцелению и магические ритуалы.
Теория является необходимым звеном психотерапии, поскольку именно усвоение клиентом заложенного в теории образа человека и неожиданная трактовка его проблем ведут к излечению. «Чтобы быть здоровым, надо знать, что такое здоровье» (Сократ). Таким образом, теория, становясь частью сознания клиента, существенно влияет на его мировоззрение.
Убеждения индивида, его общие взгляды на жизнь определяющим образом действует на его поведение, чувства и способы взаимоотношения с действительностью. Система представлений человека оказывает столь же сильное влияние, как и средовые психотравмирующие ситуации и предыдущий жизненный опыт. Философские представления можно назвать интрапсихическими стимулами.
Основная цель такой психотерапии – изменение философской ориентации пациента, его мировоззрения на жизнеутверждающее, реалистическое и адаптивное. Человек тогда будет здоровым и счастливым, когда здоровыми и счастливыми будут его мысли. Активизация саногенного, «порождающего здоровье» мышления, является целью психологического просвещения.
Итак, серьёзное направление психотерапии должно содержать:
— внятно сформулированную теорию личности,
— теорию возникновения патологических симптомов,
— терапевтическую технику, обоснованную с точки зрения этих теорий,
— структурированную систему обучения, передачи метода, с акцентом на осознанность, рефлексию и у учителя, и у ученика.
Взаимообусловленность теории и практики отличает настоящую психотерапию. Сегодня, во время информационного хаоса, можно сказать, «мировоззренческого» хаоса, актуальность психологического просвещения возрастает, превращая психологические знания в современную адаптационную силу человека.