Как говорится, женщиной не рождаются – женщиной становятся. Но при каких же условиях маленькая девочка может вырасти во взрослую женщину?
Известный психоаналитик Джойс МакДугалл в книге «Тысячеликий эрос» писала, что дорога от девочки к взрослой женщине извилиста и полна ловушек. Сегодня в своей практической работе с женщинами я сталкиваюсь с тем, что многие из них обращаются за помощью специалиста из-за неудовлетворенности в различных сферах своей жизни: супружеской, сексуальной, профессиональной, родительской, а иногда еще имеются и проблемы со здоровьем. Порой бывает, что все эти проблемы преследуют женщину вместе, а решение нередко долго откладывается, и в итоге она обращается, когда груз проблем становится невыносимым.
Я заметила, что женщины, которые не удовлетворены своей жизнью, при раскрытии переживаний находятся на самом деле далеко от своей зрелой женственности и свойственной ей сексуальности, социальной ответственности и т.п. Они будто бы попались в ловушку на каком-то этапе своего детства и во многих вопросах остались теми же маленькими испуганными, неудовлетворенными девочками. Даже свою речь пациентки в ходе психоанализа строят с позиции маленьких девочек, которые хотят оставаться для всех, а в первую очередь для родителей, хорошими или даже идеальными девочками. Но эта позиция, не смотря на свою привлекательность (ведь быть для всех хорошей и всем нравиться означает получать любовь окружающих) очень тормозит взрослую активность и ограничивает женские роли так как быть для всех идеальной просто невозможно.
Вернемся к вопросу о том, как появляется женщина. Чтобы из девочки сформировалась взрослая женщина одних биологических признаков явно не достаточно — женственность не сводится только к биологическому полу. Об этом писал Фрейд в работе «Женственность». Конечно, женщина обладает определенными сексуальными признаками, которые отличают ее от мужчины. Также имеются социологические признаки, отличающие женщин от мужчин в нашей цивилизации, т.е. каждая женщина выполняет те или иные роли в обществе. Однако важное значение стоит отводить психосексуальным факторам, определяющим развитие женщины. Иначе говоря, решающее значение имеют глубинные, неосознанные установки и фантазии, которые обнаруживаются у субъекта в процессе психоанализа.
Конечно, анатомическое строение девочки создает особые условия в ее психосексуальном развитии. Открытие пола, нахождение отличий от мальчика заставляет девочку сформировать особое отношение к своему телу. Но еще отношение женщины к своему телу, во многом определяется отношением ее матери к телу дочери. Вначале мать общается со своим ребенком на невербальном уровне (в процессе ухаживания за ребенком), затем мать дает словесные посылы по поводу тела дочери. Если мать принимала ребенка и ухаживала адекватно за телом и эмоциональными переживаниями, то у будущей женщины сформируется положительное отношение к своему телу. И наоборот, если мать была полна страхов по поводу тела ребенка, а также своего тела и была неудовлетворенна и тревожна, она сформирует тревожное и полное страхов отношение ребенка к своему телу, вплоть до отвращения. Начиная с периода ухаживания матери за телом младенца, у человека закладываются эрогенные зоны, а также начинает формироваться образ своего собственного тела – т.е. осознанные или неосознанные фантазии о своем теле, отношение к нему.
На руках у матери любой ребенок запечатлевает самый ранний образец предстоящих близких отношений (и духовных, и сексуальных). Все сложится благополучно для ребенка в будущем, если он видит любящих родителей, уважающих, сексуально желающих друг друга, и если видит, что даже сильные ссоры между родителями не приносят длительного вреда. В случае девочки это приведет к тому, что она захочет идентифицироваться с матерью в ее материнстве, в ее сексуальных и любовных отношениях, мечтая о мужчине (по образцу отца), который будет ее любовником, мужем, отцом ее детей.
По словам Дж. МакДугалл, все это является первичной основой для будущей любовной жизни девочки. В благоприятных условиях будут привиты элементы гетеросексуальной модели: через опыт физически и психологически чувственных отношений с каждым родителем, а также через модель родителей, которые любят друг друга, и которые не делают ребенка своим избранным объектом для восполнения недополученной любви к себе и удовлетворения своих потребностей.
Также девочке необходимо слышать, как отец выражает одобрение, ценит ее женственность и женственность ее матери, своей жены. Девочке еще необходимо слышать, как мать ценит и уважает отца, а также тело, сексуальность и женственность своей дочери. Важно здесь и положительнее отношение матери к своей сексуальности и социальной роли.
Если девочке говорят, что все мужчины плохие, ей будет трудно полюбить мужчину, поверить ему и трудно будет отделиться от матери. А если отец о девочках и женщинах отзывается плохо (говорит, что они слабые, неспособные и т.п.), у девочки разовьется ущербный образ себя, своего пола и возникнет страх и ненависть к мужчинам. Все это может привести к отказу от женственности, фантазиям о неполноценности и желанию восполнить свою ущербность. В результате женщина может стать враждебной по отношению к мужчинам, пренебрежительной к ним или будет налицо желание причинить им вред – в социальном плане (на работе, например), моральном или сексуальном. Попадая во власть своих страхов и негативного опыта, женщина отказывается не только от своей женственности, но и предпочитает оставаться в инфантильной позиции, чтобы чувствовать себя в безопасности. В своем психическом мире она находится в положении маленькой девочки, которая старается быть хорошей для своих родителей, запугавших ее. Это приносит порой немалые страдания.
Однако в любом возрасте женщина способна открыть свою женственность, осознав, что детские страхи и установки больше не имеют своей силы, и она – это уже не та девочка, которая боится своего тела, своей сексуальности, своего внутреннего мира и окружающей реальности.