Клиника
  • О клинике
  • Документы
  • Благодарности
  • Сотрудничество
  • Галерея
Услуги
Специалисты
  • Психотерапевты
  • Психологи
  • Терапия зависимостей
  • Замедление старения
  • Косметологи
Стоимость
Информация
Отзывы
Контакты
Ещё
    Клиника «ИНСАЙТ» Клиника современной
    психотерапии
    и психологии
    Версия сайта
    для слабовидящих
    Запись онлайн
    +7 (383) 311-00-63
    Заказать звонок
    Клиника
    • О клинике
    • Документы
    • Благодарности
    • Сотрудничество
    • Галерея
    Услуги
    Специалисты
    • Психотерапевты
    • Психологи
    • Терапия зависимостей
    • Замедление старения
    • Косметологи
    Стоимость
    Информация
    Отзывы
    Контакты
    Ещё
      Клиника «ИНСАЙТ»
      Клиника
      • О клинике
      • Документы
      • Благодарности
      • Сотрудничество
      • Галерея
      Услуги
      Специалисты
      • Психотерапевты
      • Психологи
      • Терапия зависимостей
      • Замедление старения
      • Косметологи
      Стоимость
      Информация
      Отзывы
      Контакты
      Ещё
        Версия сайта
        для слабовидящих
        Клиника «ИНСАЙТ»
        • Клиника
          • Назад
          • Клиника
          • О клинике
          • Документы
          • Благодарности
          • Сотрудничество
          • Галерея
        • Услуги
        • Специалисты
          • Назад
          • Специалисты
          • Психотерапевты
          • Психологи
          • Терапия зависимостей
          • Замедление старения
          • Косметологи
        • Стоимость
        • Информация
        • Отзывы
        • Контакты
        • +7 (383) 311-00-63
        Будьте на связи
        г. Новосибирск, ул. Бориса Богаткова 24
        insit@list.ru
        • ВКонтакте
        • WhatsApp
        • Главная
        • Статьи
        • Чем полезен праздник хвастовства?

        Чем полезен праздник хвастовства?

        хваставство

        Какие ассоциации вызывают слова «ребенок», «дети»? Это радостные, шумные, веселые, спонтанные и естественные создания.


        Принято считать, что кризис семи лет связан для ребенка с утратой естественности. В этом возрасте ребенок, попадая в школу, или готовясь к ней, оказывается вынужденным принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски, сознательно пользоваться ими. Именно в этот момент авторитет родителей в глазах ребенка впервые может показаться небесспорным.


        Таким образом, процесс глубокого принятия социальных норм и конвенций, а также утраты спонтанности начинается примерно в возрасте семи лет. Следовательно, более младшие дети, дети четырех-пяти лет должны обладать качеством спонтанности в полной мере.


        В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «праздник хвастовства», его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты. Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться, пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Чужого не хай, своего не хвали. Кто хвалился, тот с горы свалился.


        Занятия «Праздник хвастовства», проведенные в средних группах детского сада (дети четырех-пяти лет), со всей ясностью указывают на то, что запрет на самопохвалу уже присутствует в сознании детей.


        На занятие к детям приходит Зайка, который рассказывает о том, что в лесу недавно прошел праздник, где звери гордились и хвастались своими успехами. Медведь хвастался ловкостью, как он на дерево за медом может залезть. Соловей песни свои новые пел. А Зайка хвастал, как быстро бегает… Веселый Праздник хвастовства получился! Давайте мы здесь тоже маленький праздник устроим!


        Дети, только что внимательно слушавшие Зайку, насторожились и отстранились со словами: «Хвастать нехорошо!»


        — Хорошо, ребята, давайте назовем наш праздник по-другому – Праздник гордости! Как вы думаете, чем гордость от хвастовства отличается?


        Дети надолго и всерьез задумались над этим сложным вопросом.


        — Как вы думаете, если мальчику Сереже родители подарили замечательную гоночную машину. Сережа пришел в группу и стал говорить:


        «Посмотрите, какая у меня супермашина, у вас-то ни у кого такой нет».


        Как себя чувствуют другие ребята?


        — Плохо… Им обидно.


        — Интересно, Сережа в этом случае гордится или хвастается машинкой?

        — Хвастает.


        — Как вы это определили?


        — Потому что это не он сам купил, а родители… Ребятишек обидел…


        — А если Сережа рассказал о том, как он научился на шпагат садиться и показал, как он это делает? Сережа хвастает или гордится?


        — Хва… нет, гордится. Потому что это он сам.


        — Тогда устроим Праздник гордости вместо Праздника хвастовства?


        Погордимся тем, что мы умеем! Девочки с готовностью поддерживают это предложение, рассказывая большое стихотворение, выученное ко Дню рождения мамы, и показывая, как красиво должны стоять настоящие балерины. Аплодисменты. Вот очередь доходит до Степы – очень серьезного мальчишки, старшего ребенка в большой семье. Он сидит в очень напряженной позе, завязав узлом ноги, смотрит в пол и говорит:


        — А я все равно считаю, что это хвастовство, а не гордость. Хвастаться плохо! Я с вами играть в это не буду!


        — Хорошо, Степа, если ты так считаешь, не играй. Только… Ты так необычно сложил ноги, у меня так вряд ли получится. Безуспешно вместе с детьми пытаемся повторить позу Степы. Напряженность постепенно уходит из Степиной позы, на лице появляется хитрая полуулыбка.


        — Интересно, если ноги поменять местами, у кого-нибудь из нас получится?


        Еще одна безрезультатная попытка группы. Наконец Степа окончательно оттаивает:


        — Смотрите! – и принимает зеркальную позу.


        — Здорово! – группа дружно хлопает в ладоши.


        — А я еще вот как могу! – продолжает Степа и встает на мостик.


        После этого Праздник хвастовства становится настоящим праздником. Поток детских: «А я еще вот так могу, посмотрите!», кажется, не иссякнет никогда. Со времени этого занятия прошло уже много месяцев, однако до сих пор когда я появляюсь в группе, за приветствием следуют фразы: «Посмотрите, чему я научился! Посмотрите, как я умею! Посмотрите, что делает Митя!» Что самого важного произошло на этом занятии, длившемся немногим более получаса?


        Дети получили сначала внешнее, а затем и внутреннее разрешение отмечать и замечать свои достижения, быть спонтанными и естественными в проявлении своих чувств, гордиться своими талантами, а также, что удивительно, стали внимательнее друг к другу, к успехам других. Успешному человеку легче и приятнее принимать успех того, кто рядом, чем неудачнику. Часто, применяя в процессе воспитания принцип «красного карандаша», строго указывая ребенку на его промахи и минимально отмечая достижения (чтобы не избаловать), мы считаем, что действуем на пользу ребенку, к сожалению, это не всегда так. Само понятие «принцип красного карандаша» пришло из школьной практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет сочинение, он красным карандашом правит орфографию и пунктуацию, стилистические и речевые ошибки. Но школьное сочинение состоит не только из ошибок и погрешностей. В нем, как правило, присутствуют интересные мысли, удачные номинации и необычные метафоры. Почему учитель не кладет рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать то, что получилось хорошо? Потому что в школьной практике это не принято. Как не принято хвалить вообще.


        Проведите статистический эксперимент: подсчитайте, сколько раз в день вы обращаетесь к ребенку с порицающими его поведение высказываниями, а сколько раз – с одобряющими? Полученные результаты определяются вовсе не тем, что ребенок плох или тем, что вы его недостаточно любите, а всего лишь воспитательными традициями, не всегда оправданными. Насколько спонтанным, естественным и гармоничным вырастет ребенок, насколько позитивным будет его Я-образ, зависит в том числе и от того, как часто мы разрешаем себе брать в руки «зеленый карандаш»… ]


        Автор: Анна Бердникова

        Источник: http://shkolazhizni.ru

        Подписаться на рассылку Узнавайте о новостях и акциях медцентра первыми
        Подписаться
        Поделиться
        Вернуться
        +7 (383) 311-00-63
        Заказать звонок
        insit@list.ru
        г. Новосибирск, ул. Бориса Богаткова 24
        Услуги
        Компания
        Специалисты
        Услуги
        Новости и акции
        Цены
        Политика конфиденциальности
        Мы в соцсетях
        • ВКонтакте
        • WhatsApp
        © 2025. ООО Клиника «ИНСАЙТ». Все права защищены.
        Лицензии
        Надзорные органы
        Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.