Прежде всего посмотрим, умеет и любит ли ребенок фантазировать. Для этого вспомните, любит ли он слушать и читать сказки и фантастику.
Расскажите ребенку такую историю.
Однажды маленький мальчик шел из школы (садика) домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступит ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинять вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета.
«Ух ты!» – воскликнул мальчик и поднял монету. – «Сегодня счастливый день», – подумал он. А монета в самом деле была очень красивая – на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой – диковинная птица. Это была волшебная монета, но мальчик, конечно, об этом не знал. Как только он опустил монету в карман, почувствовал что-то странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человечком – ростом в пять сантиметров.
Вопросы к ребенку:
Если бы ты был на месте этого мальчика, о чем бы ты подумал? Что бы ты сделал? Почувствовал? Чего бы захотел? Как ты думаешь, что было дальше?
Когда ответы получены, сказка продолжается:
Это интересные догадки, но мальчик начал думать, прежде всего, о том, как он будет добираться до дома.
Как ты думаешь, как мальчик мог бы при своем новом росте добраться до дома? Что произойдет, когда мальчик попадет домой? Что подумают его родители? Что подумают его братья и сестры? Его собака и кошка? Как мальчик сможет пользоваться городским транспортом? Как он сможет готовить уроки, есть, чистить зубы? Как будут обстоять дела в садике (школе)?
После того как мальчик стал маленьким прошли целые день и ночь. И он опять решил стать таким, как прежде. Попросите ребенка предположить, как мальчику удалось этого добиться? Выслушайте предположения. Затем завершите сказку. Мальчик решил снова положить волшебную монету на тротуар, в надежде снова вырасти. Он положил монету той стороной вверх, на которой было изображено дерево. Как только монета коснулась земли, он почувствовал ,что начал расти. Он становился все больше и больше. Монета ведь не знала, какого роста должны быть мальчики, поэтому он рос, рос, рос, пока не стал 3.5 метра. Это больше высоты потолка в его комнате.
Попросите ребенка перечислить проблемы, с которыми может столкнуться человек такого роста. Как можно больше вариантов. Ясно, что мальчику не хотелось быть великаном, точно так же, как не хотелось быть крошечным. Он очень хотел быть обычным мальчиком его возраста. Снова прервитесь и предложите ребенку высказать свои соображения по поводу того, каким образом мальчик может это сделать. В нашей истории мальчик решил снова положить монету на землю птицей вверх. И начал стремительно уменьшаться. Как только он достиг своих нормальных размеров, мальчик быстро поставил монетку на ребро и перестал уменьшаться. Так он снова стал обычным мальчиком.
В заключение можно предложить ребенку высказать предположения о том, чем могла закончиться эта история. Чем активнее вел себя ребенок в процессе работы, чем больше он предлагал вариантов, тем активнее у него развито воображение. По окончании игры проанализируйте ее результаты, ответив на следующие вопросы:
Насколько необычные и оригинальные идеи предлагает ребенок в развитии сюжета рассказа?
Как много таких идей предложено ребенком?
Сколько времени потребовалось на работу с рассказом?
Насколько ему понравилась эта игра?
Прежде чем отвечать на этот вопрос и задавать его ребенку, необходимо сначала вспомнить, насколько вас самих увлекла эта игра. Если отношение взрослого было формальным – вряд ли ребенок активно включится в игру. Испытывал ли ребенок трудности и в чем в работе над сюжетом?
Ребенок, включенный в процесс творения сказки:
Подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет.
Ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие вопросы.
Вводит новых героев.
Меняет направление сюжета.
Активно использует мимику и жесты.
Не стоит расстраиваться, если ребенок с первой такой сказки не начнет сочинять свои. Если ребенок не знаком с такой работой, ему, возможно, будет сначала сложно. Для развития воображения не обязательно каждый раз проводить такую развернутую работу, можно играть в экспресс-режиме. Например, придумывать вопрос, который предполагает необычное течение событий: «А что было бы, если бы в комнату сейчас вошел слон?» или «А что было бы, если бы все люди научились летать?». Скорее всего после нескольких таких игр-разминок ребенок захочет сам придумывать такие вопросы. Это здорово, потому что означает, что ребенок начинает видеть пути для развития своего воображения сам. ]
Автор: Анна Бердникова
Источник: http://shkolazhizni.ru