Дети от полутора до двух с половиной лет уже научились очень быстро бегать, но с ними еще не всегда можно договориться. Мамы этих деток, еще год назад осуждающе качающие головой, услышав фразу: «Сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом – сидеть и молчать», теперь осознают, что народные мудрости не рождаются на пустом месте.
Как убедить ребенка двигаться туда, куда нужно идти, а не туда, куда сейчас хочет его левая пятка? Путей решения этого вопроса может быть несколько. Можно отшлепать ребенка пару-тройку раз как следует. Тогда ему не то чтобы бежать куда-то – отходить от вас хотя бы на шаг будет страшно. Хороший способ разрешения проблемы – ни особой силы, ни фантазии, ни каких-либо других своих ресурсов привлекать не требуется. Однако этот способ действует как мина замедленного действия – сложно сказать, когда взорвется, когда и в какой форме ребенок даст сдачи.
Можно развивать свою физическую форму, передвигаясь с той же скоростью, что и малыш. Для здоровья полезно, окружающие с завистью провожают вашу стройную и подтянутую фигуру, и ребенок в полном восторге – мама так здорово со мной играет. Единственным, пожалуй, недостатком этого способа решения стоящей перед нами задачи является утомительность, затратность физических сил. А также то, что не во всяком наряде можно весело бегать с ребенком, иногда даже на прогулку с малышом хочется одеться во что-нибудь этакое, завершив туалет высокими шпильками.
Можно сделать пребывание рядом с вами и движение в одну сторону, так необходимую вам, настолько интересным, что ребенку не захочется убегать от вас. Достичь этого возможно, превратив перемещение в игру. Дорожные игры – способ задать верное направление. Предложите ребенку стать «паровозиком», вы будете его вагоном. Вы держите его за шлевку, ремень или просто одежду и изображаете поезд: говорите «чух-чух-чух» и «ту-ту-ту»! Ребенок добровольно оказывается рядом с вами и движется в нужном направлении.
Игра «Ниточка-иголочка». Предлагаете ребенку вспомнить, как выглядит нитка с иголкой. Можно проделать предварительную работу, показав нитку с иголкой, продемонстрировать, как нитка следует за иголкой, объяснить, что они всегда вместе, не расцепляются, не расстаются. Сначала иголкой можете быть вы, затем ролями можно поменяться.
Игра «Правила дорожного движения». Объясните ребенку правила пользования светофором: красный – стой; желтый – жди; зеленый – иди! Начинаете играть: ребенок – водитель автомобиля (или просто автомобиль); Вы светофор, руководящий его движением сменой сигналов. Для ребенка постарше к светофору можно добавить знаки: кирпич, стоп, ограничение скорости и другие.
Игра «Хлопки». Вы даете ребенку такую инструкцию: «Мы бежим, я хлопаю – мы останавливаемся». «Ты бежишь, когда я хлопаю, ты останавливаешься». Ребенку постарше можно самому предложить руководить процессом (хлопать).
Предложите ребенку двигаться, как разные животные: порхать, как бабочка; топать, как слон; идти, переваливаясь, как медвежонок и т.д. Для того чтобы слышать смену инструкции, ребенку придется находиться рядом с вами, не отбегать от вас далеко. Игра «Кто быстрее?». Вы выбираете какой-либо объект, находящийся не очень далеко от вас и в русле необходимого вам направления, и предлагаете ребенку соревнование: кто быстрее доберется? Двигаться придется довольно, но существуют неоспоримые достоинства этой игры: ребенок будет ждать вас у финишного объекта и не собьется с выбранного направления. Количество «походных» игр может быть неограниченным. Их число определяется вашей фантазией и желанием играть с собственным ребенком.