Тест СОМО позволяет оценить насколько гармоничны отношения в паре: супружеские или любые другие межличностные взаимоотношения. Также он выявляет слабые места в структуре отношений с возможностью их дальнейшей коррекции.
Чтобы пройти методику "Субъективная оценка межличностных отношений"не обязательно дожидаться конфликтов или других неприятностей, она позволит уже сейчас лучше понять каковы ваши отношения, например, с любимым человеком или в семье, с коллегами по работе, в коллективе и т.д. и спрогнозировать тенденцию. В том случае, если намечающаяся перспектива вам не понравится, в интерпретации метода вы найдете подсказки как вам следует поступить, чтобы улучшить интересующие вас взаимоотношения.
Инструкция.
Перед вами опросник, содержащий различные характеристики отношений, состояний и чувств, возникающих при взаимодействии с другими людьми.
Оцените, насколько перечисленные ниже признаки свойственны вашим отношениям с другими людьми, имея в виду не только сегодняшний день, но и более длительный отрезок времени.
Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить, используя семибалльную шкалу:
1 — полностью несогласен,
2 — согласен в малой степени,
3 — согласен почти наполовину,
4 — согласен наполовину,
5 — согласен более чем наполовину,
6 — согласен почти полностью,
7 — согласен полностью.
Стимульный материал. (Опросник СОМО Духновского)
1. Обычно я стараюсь не создавать слишком близких отношений с людьми.
2. Я всегда стремлюсь доказать свою правоту.
3. Если я не одобряю поведение другого человека, то даю ему это почувствовать.
4. Бывает, я чувствую, что в отношениях что-то не так.
5. Я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с людьми.
6. Я всегда отстаиваю свою точку зрения.
7. Я часто бываю несогласен с людьми.
8. Отношения с другими людьми часто беспокоят меня.
9. Я чувствую неискренность других людей в отношениях со мной.
10. Бывает, я чувствую неприязнь к себе со стороны других людей.
11. Бывает, мне кажется, что отношения зашли в тупик.
12. Я не ищу близости с другими людьми.
13. Я чувствую, что в отношениях каждый преследует свои цели.
14. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
15. Меня устраивают формальные отношения с другими людьми.
16. Я не чувствую согласия в отношениях с людьми.
17. Я не могу удержаться от спора, если люди не соглашаются со мной.
18. Бывает, у меня возникают противоречия, приводящие к ссорам с людьми.
19. В отношениях с людьми у меня возникает чувство, что меня обманывают или могут обмануть.
20. Мне трудно идти на уступки другому человеку.
21. Иногда я чувствую грубость по отношению ко мне.
22. Я часто испытываю чувство неудовлетворенности отношениями.
23. Я не слишком откровенен в отношениях с другими людьми.
24. У меня бывают разногласия с другими людьми.
25. Я чувствую, что в отношениях каждый старается задеть «слабые места» друг друга.
26. В отношениях возникают ситуации недопонимания друг друга.
27. У меня бывают ситуации, когда я чувствую себя одиноко.
28. Я чувствую противостояние в отношениях с другими людьми.
29. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
30. У меня появляется желание прекратить отношения.
31. Я сомневаюсь в искренности других людей в отношениях со мной.
32. Мне трудно идти на компромисс в отношениях с другими людьми.
33. Я бываю грубоват в отношениях с людьми.
34. Я стараюсь не проявлять свои чувства в отношениях с людьми.
35. Мысль о предстоящей встрече вызывает у меня внутреннее напряжение.
36. Я чувствую «недосказанность» в отношениях с людьми.
37. Я стараюсь не обсуждать свои проблемы с другими людьми.
38.У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.
39. У меня возникает чувство, что отношения могут прекратиться в любую минуту.
40. Я чувствую, что люди не понимают или не хотят понимать меня. В отношениях с людьми у меня возникают вопросы: «почему так происходит?», «зачем все это?»
Лист для ответов
СОМО | Шкала опросника | Сырой балл | СТЕН | |||||||
№ | Балл | № | Балл | № | Балл | № | Балл | Н | ||
1 | 11 | 21 | 31 | |||||||
2 | 12 | 22 | 32 | О | ||||||
3 | 13 | 23 | 33 | |||||||
4 | 14 | 24 | 34 | К | ||||||
5 | 15 | 25 | 35 | |||||||
6 | 16 | 26 | 36 | А | ||||||
7 | 17 | 27 | 37 | |||||||
8 | 18 | 28 | 38 | ИТОГОВЫЙ БАЛЛ | ||||||
9 | 19 | 29 | 39 | |||||||
10 | 20 | 30 | 40 |
Обработка результатов.
Для удобства обработки целесообразно сделать четыре — по количеству шкал — копии листа для ответов и изготовить из них ключи-шаблоны, сделав прорези (окошечки) в ячейках таблицы, соответствующих пунктам данной шкалы. В правой части таблицы в листе для ответов перечислены названия шкал (Н — напряженность отношений, О — отчужденность в отношениях, К — конфликтность в отношениях, А — агрессия в отношениях). Еще правее находятся две свободные графы: для записи суммированного сырого и стандартного балла (стена). В каждом ключе-шаблоне следует сделать прорезь для названия шкалы и для ячейки, в которую будет записан подсчитанный суммарный балл.
Накладывая на обрабатываемый лист для ответов поочередно все ключи-шаблоны, можно быстро и с меньшей вероятностью ошибок подсчитать сумму баллов по каждой шкале. Вычисленную сумму надо написать в свободную ячейку таблицы рядом с названием данной шкалы. Так получается столбец «сырых» шкальных баллов. «Сырые» шкальные баллы переводятся в стены. Итоговый балл представляет собой сумму стенов по каждой шкале, которая затем переводится во вторичные стены. Для этого используются таблицы перевода. Если предполагается только корреляционный анализ, то можно оперировать сырыми оценками.