Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена
Обработка результатов методики Равена.
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.
Ключ (ответы) к тесту Равена
№ | Серия А | Серия В | Серия С | Серия D | Серия E |
1 | 4 | 2 | 8 | 3 | 7 |
2 | 5 | 6 | 2 | 4 | 6 |
3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
4 | 2 | 2 | 8 | 7 | 2 |
5 | 6 | 1 | 7 | 8 | 1 |
6 | 3 | 3 | 4 | 6 | 5 |
7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 1 |
8 | 2 | 6 | 1 | 4 | 6 |
9 | 1 | 4 | 7 | 1 | 3 |
10 | 3 | 3 | 6 | 2 | 2 |
11 | 4 | 4 | 1 | 5 | 4 |
12 | 5 | 5 | 2 | 6 | 5 |
Нормативное (ожидаемое) распределение баллов по сериям. Перевод полученных результатов в IQ показатель.
Ниже среднего 82-90
Нормальный 101-110
Количество правильных ответов/ Серия | А | В | С | D | Е | IQ | Диагноз |
15 | 8 | 4 | 2 | 1 | 0 | 62 | Идиотия 0-20Имбецильность 21-25Дебильность средняя 51-70 |
16 | 8 | 4 | 3 | 1 | 0 | 65 | |
17 | 8 | 5 | 3 | 1 | 0 | 65 | |
18 | 8 | 5 | 3 | 2 | 0 | 66 | |
19 | 8 | 6 | 3 | 2 | 0 | 67 | |
20 | 8 | 6 | 4 | 2 | 0 | 69 | |
21 | 8 | 6 | 4 | 2 | 1 | 70 | |
22 | 9 | 6 | 4 | 2 | 1 | 71 | Легкая степень дебильности71-80 |
23 | 9 | 7 | 4 | 2 | 1 | 72 | |
24 | 9 | 7 | 4 | 3 | 1 | 73 | |
25 | 10 | 7 | 4 | 3 | 1 | 75 | |
26 | 10 | 7 | 5 | 3 | 1 | 76 | |
27 | 10 | 7 | 5 | 4 | 1 | 77 | |
28 | 10 | 7 | 6 | 4 | 1 | 79 | |
29 | 10 | 7 | 6 | 5 | 1 | 80 | |
30 | 10 | 7 | 6 | 5 | 2 | 82 | Ниже среднего 82-90 |
31 | 10 | 7 | 7 | 5 | 2 | 83 | |
32 | 10 | 8 | 7 | 5 | 2 | 84 | |
33 | 11 | 8 | 7 | 5 | 2 | 86 | |
34 | 11 | 8 | 7 | 6 | 2 | 87 | |
35 | 11 | 8 | 7 | 7 | 2 | 88 | |
36 | 11 | 8 | 8 | 7 | 2 | 90 | |
37 | 11 | 9 | 8 | 7 | 2 | 91 | Средний 91-100 |
38 | 11 | 9 | 8 | 8 | 2 | 92 | |
39 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 94 | |
40 | 11 | 10 | 8 | 8 | 3 | 95 | |
41 | 11 | 10 | 9 | 8 | 3 | 96 | |
42 | 11 | 10 | 9 | 9 | 3 | 98 | |
43 | 12 | 10 | 9 | 9 | 3 | 99 | |
44 | 12 | 10 | 9 | 9 | 4 | 100 | |
45 | 12 | 10 | 9 | 9 | 5 | 102 | Нормальный 101-110 |
46 | 12 | 10 | 10 | 9 | 5 | 104 | |
47 | 12 | 10 | 10 | 9 | 6 | 106 | |
48 | 12 | 11 | 10 | 9 | 6 | 108 | |
49 | 12 | 11 | 10 | 10 | 6 | 110 | |
50 | 12 | 11 | 10 | 10 | 7 | 112 | Выше среднего 112- 120 |
51 | 12 | 11 | 11 | 10 | 7 | 114 | |
52 | 12 | 11 | 11 | 10 | 8 | 116 | |
53 | 12 | 11 | 11 | 11 | 8 | 118 | |
54 | 12 | 12 | 11 | 11 | 8 | 120 | |
55 | 12 | 12 | 11 | 11 | 9 | 122 | ВысокийНезаурядный 121-130 |
56 | 12 | 12 | 12 | 11 | 9 | 124 | |
57 | 12 | 12 | 12 | 11 | 10 | 126 | |
58 | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 128 | |
59 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | 130 | |
60 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 140 |
Различие (разница) между результатом тестирования по каждой серии и между ожидаемыми результатами по общей шкале выражается и записывается как "отклонение" (0, -1, +2, -2, +1 и т. д.).
Когда отклонение по отдельным сериям больше 2, то числовой показатель по данной серии нельзя считать надежным. Общий показатель надежен тогда, когда отклонение больше 2-х появляется только к концу испытания в последних сериях. Большее отклонение в начале теста может быть признаком дефекта интеллектуальной способности, или же свидетельствует о дефекте внимания и/или восприятия.
Нормальные значения индекса в пределах 0-4 свидетельствуют о достоверности результата исследования. При увеличении индекса до критических значений (7 и более) данные теста считаются недостоверными.
Интерпретация полученных результатов.
В соответствии с суммой полученных баллов уровень развития интеллекта испытуемого можно определить следующими способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) с помощью перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.)
3) на основе оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)
Таблица №1. Процентная шкала степени развития интеллекта
Проценты | Степень |
95 и выше | I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого |
75-95 | 2 степень;незаурядный интеллект |
25-74 | 3 степень: среднийинтеллект |
5-24 | 4 степень:интеллект ниже среднего. |
5 и менее | 5 степень:дефектная интеллектуальная способность |
В зависимости от возраста испытуемого IQ вычисляется по формуле:
IQ = (IQв / %) * 100
где % определяется по таблице №2 (Корректировка на возраст):
Возраст | 14-30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 60 |
% | 100 | 97 | 93 | 88 | 82 | 76 | 70 |
Далее, ориентируясь на выявленный показатель IQ, можно определить уровень умственных способностей.
Таблица №3. Градации уровней умственных способностей.
Показатели IQ | Уровень развития интеллекта |
Свыше 140 | незаурядный, выдающийся интеллект |
121-140 | высокий уровень интеллекта |
111-120 | интеллект выше среднего |
91-110 | средний уровень интеллекта |
81-90 | интеллект ниже среднего |
71-80 | низкий уровень интеллекта |
51-70 | лёгкая степень слабоумия |
21-50 | средняя степень слабоумия |
0-20 | тяжёлая степень слабоумия |
Низкие показатели следует всегда считать менее надежными, чем высокие показатели.
Качественный анализ результатов теста Равена.
В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Испытуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Испытуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.
Сферы применения теста ПМР.
1. Научные исследования, направленные на оценку умственных способностей испытуемых из разных этнических и культурных групп, на изучение генетических, воспитательных и образовательных причин интеллектуальных различий.
2. Профессиональная деятельность, где данный тест может оказать помощь в обнаружении наиболее эффективных администраторов, бизнесменов, предпринимателей, управляющих, кураторов и организаторов.
3. Образование и учебные занятия, для прогнозирования будущих успехов детей и взрослых, независимо от их социального и этнического происхождения.
4. В клинике, для оценки и выявления нейропсихологических поражений, а также для контроля результатов, полученных при применении разнородных измерений интеллектуальной способности.