Лист (бланк) для ответов должен включать:
Фамилия, имя, отчество……………………………………
Возраст……………………............................................
Пол............................................................................
Профессия/должность................................................
Стаж работы в данной должности…………………........
Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"
Субшкала | Номер утверждения | Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение | 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 | 54 |
Деперсонализация | 5, 10, 11, 15, 22 | 30 |
Профессиональная успешность(редукция персональных достижений) | 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 | 48 |
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим "ключом" подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Субшкала | Группы | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень |
Шкальные оценки | 1 балл | 2 балла | 3 балла | 5 баллов | |
Эмоциональное истощение | Мужчины | 5-15 баллов | 16-24 балла | 25-34 | Больше 34 |
Женщины | 6-16 баллов | 17-25 баллов | 26-34 | Больше 34 | |
Деперсонализация/цинизм | Мужчины | 2-4 балла | 5-12 балла | 13-15 | Больше 15 |
Женщины | 1-4 балла | 5-10 балла | 11-13 | Больше 14 | |
Профессиональная успешность | Мужчины | 37-48 баллов | 34-28 балла | 27-23 | 22 и меньше |
Женщины | 37-48 баллов | 35-28 балла | 27-22 | 21 и меньше |
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Низкая степень | Средняя степень | Высокая степень | Крайне высокая степень |
3-4 балла | 5-6 баллов | 7-9 баллов | 10 баллов и больше |
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Возраст | Эмоциональное истощение | Цинизм | Профессиональная успешность | Критерий | Уровень значимости |
20-30 | 19,44 | 7,7 | 30,19 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
Стаж | Эмоциональное истощение | Цинизм | Профессиональная успешность | Критерий | Уровень значимости |
0,5-3 | 20,96 | 6,91 | 28,23 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
4-10 | 19,24 | 7,19 | 28,57 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
10-20 | 20,74 | 8,21 | 30,19 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |
Больше 20 | 19,78 | 8,22 | 29,44 | t-критерий Стьюдента | P>0.05 |